Множество невероятных индивидуальных историй повествует нам о людях, которые метались в революционную пору между разными лагерями. Но после поражения белых армий даже самые убежденные противники большевизма зачастую желали вернуться домой...
Первая часть, о эмиграции и судьбе Л. А. Говорова.
Вторая часть, о казаках и судьбе Т. Т. Шапкина.
Третья часть, о «бело-красном» генерале А. Я. Крузе.
Четвертая часть, о баритоне и белогвардейце Б. А. Герасимове.
Пятая часть, о судьбе бывшего первопоходника Е. Л. Шварца.
Шестая часть, о белом юнкере и советском физике-ядерщике А. П. Александрове.
Седьмая часть, о бывшем солдате Колчака и высокопоставленном политработнике В. Н. Борисове.
Восьмая часть, о Л. С. Каруме и о причине его службы гетману Скоропадскому.
Девятая часть, о Л. С. Каруме, эмиграции, белых преподавателях и о первом аресте.
Десятая часть, о Л. С. Каруме и его «окончательной судьбе».
Одиннадцатая часть, о советском писателе, эсере и колчаковце В. В. Бианки.
Александр Иванович Куприн.
А. И. Куприн является одним их тех писателей, творчество которых активно изучают в школе по сей день. Полагаю, практически каждый из моих читателей знаком с некоторыми произведениями этого необычного автора: «Белый пудель», «Гранатовый браслет», «Яма», «Барбос и Жулька».
Но с советской властью отношения у Александра Ивановича как-то не заладились. И это неудивительно. Во-первых, А. И. Куприн был русским кадровым офицером, еще в 1890 году закончил Александровское военное училище в чине подпоручика.
Затем несколько лет служил в царской армии, принял участие и в Первой мировой войне, уже в чине поручика.
Впрочем, как мы знаем, многие бывшие царские офицеры спокойно принимали сторону советской власти. Но не Куприн.
Наш сегодняшний герой симпатизировал не большевикам, а эсерам. Особое отторжение у Александра Ивановича вызывала политика военного коммунизма. Куприн на начальном этапе Гражданской войны жил в Петрограде, даже встречался с Лениным. Но большевики не позволили ему открыть крестьянскую газету под названием «Земля».
Особенно тяжелым для большевиков выдался 1919 год. В этот период войска трех белых армий попеременно наступали на центр страны, одерживая порой внушительные победы.
За Петроград коммунисты дрались с Северо-Западной армией генерала Юденича, которая дважды пыталась захватить город. Вторая попытка датировалась осенью 1919 года. В октябре белогвардейцы заняли Гатчину. Там к ним и присоединился Куприн, в чине поручика.
Впрочем, непосредственно на фронт его не пустили. Куприн у белых был главным редактором газеты под названием «Приневский край». В газете публиковались не только сводки с фронта, но и художественные произведения. Кстати, одно время газета с точно таким же названием выходила и в современной России.
Самое интересное, что непосредственным начальником Куприна был некто иной, как бывший донской атаман Петр Краснов. Он пытался в 1918 году «запилить» собственное государство на Дону, но не срослось.
Сначала его попытки захватить Царицын отбивали большевики, потом были потеряны дружеские контакты с немецкими «партнерами» (у них своя революция началась). Наконец, к началу 1919 года Краснова попросту отстранили от руководства Донской армией, переподчинив ее Деникину.
Вот и стал теперь Краснов руководителем газеты. Дальнейшая его судьба известна: сотрудничество с нацистами и суд в СССР.
Куприн же публиковал в газете, по собственным воспоминаниям, собственные стихи, впечатления о руководителях советского государства, речи священников, фронтовые новости. В общем, цитирую: «Фигаро здесь, Фигаро там...»
О дальнейшей судьбе А. И. Куприна мы узнаем в следующей части...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.
У меня есть и еще один канал, посвященный кино и сериалам.