Мы на «Кимкибабадуке» не очень верим в то, что существует «хороший» и «плохой» фильм — слишком много людей сегодня могут компетентно оценивать кино, а разным зрителям нравится разное. Но мы знаем, что некоторым авторам удается нащупать особенную тему, рассказать уникальную историю или просто совершить невозможное — сделать кино, которое нельзя сделать.
В предыдущих сериях:
20-15
14-9
8-4
3-1
«Глубокие реки» (2018), реж. Владимир Битоков
Еще один дебют ученика Сокурова из кавказской мастерской, в котором говорится о конфликте между существующим настоящим и возможным будущим, между архаикой и модерном, между общиной и индивидуумом. «Глубокие реки» — кино сгустившейся атмосферы, первый фильм на кабардинском языке ever, немного напоминающий «Тома на ферме» Ксавье Долана, только на кавказском материале (младший брат из города, в своих белых кроссовках и с модной стрижкой, возвращается в дом отца, в мир суровых лесорубов).
«Мальчик русский» (2019), реж. Александр Золотухин
Александр Золотухин — однокурсник Балагова и Битокова по мастерской Сокурова на Северном Кавказе. После показа в Берлине и на «Кинотавре» многие писали, что его фильм — «вторая заварка с Сокурова». Это не так. Конечно, ученик ориентируется на учителя и в своем подходе к изображению, и в своем интересе именно к мужчине, к человеку на войне. Но фонд Сокурова, который сегодня находится в подвешенном состоянии, называется «Пример интонации» — интонация у Золотухина совсем другая, а у фильма другая, совершенно не-сокуровская, энергия; мало чем похожий на «Сына Саула», он в первую очередь напоминает его. Русский воин, в современном отечественном кино представленный в диапазоне от танкиста до баскетболиста, здесь становится слепым беспомощным мальчиком — это очень маленький и очень пронзительный антивоенный этюд, в котором игровые сцены смонтированы с документальными кадрами репетиции оркестра, играющего Рахманинова; действенный и честный способ связать далекое прошлое с современностью.
«Елена» (2012), реж. Андрей Звягинцев
Удивительным образом и у Андрея Звягинцева — самого переоцененного режиссера последних двадцати лет, есть один по-настоящему мощный фильм, очевидно, навеянный «Церемонией» Шаброля и в свою очередь повлиявший на «Паразитов» Пона Джун-Хо. Фирменная холодность режиссера и его брезгливое отношение к человеку идут на пользу «Елене» — это фильм о том, что кастовая система в России сложилась окончательно, и о том, что бедные и богатые одинаково отвратительны (но богатые чуть-чуть получше и почище, потому что им не надо биться в кровь, сражаясь за пропитание).
«Пионеры-герои» (2015), реж. Наталья Кудряшова
Наталья Кудряшова — единственная, кто отважился заговорить на тему, понятную любому в поколении последних советских пионеров: о психосексуальной травме, которую нанесло этим людям (нам) ранее детство в распадающейся империи с ее ритуальным кумачом, культом мертвых святых детей и гранитными зиккуратами. Спичечные коробки с калом на школьных партах, садомазохистский морок тихого часа в детском саду, первый оргазм после фантазий о возвращении из фашистского плена — «Пионеры-герои» так и остаются в нашем кино редкой попыткой деконструкции мифа о счастливом детстве поколения «1976-1982» (другой пример — не столь откровенный и радикальный фильм Владимира Котта «Громозека»).
«Завтра» (2015) реж. Роман Волобуев
Еще одна неспетая песня российского кинематографа — придуманный и снятый выходцами из «Афиши» Романом Волобуевым и Еленой Ваниной пилот остроумного политического сериала о приходе к власти кандидата от оппозиции, на продолжение которого ни у кого не нашлось ни денег, ни смелости. И теперь понятно почему: в том же году в Украине появился сериал с аналогичной завязкой — «Слуга народа», успех которого через пять лет привел к невероятному событию в мировой политической истории: актер, сыгравший «несистемного» президента, получившего власть только потому, что все остальные уже достали, в реальности стал президентом большой европейской страны. Хорошо это или плохо, мы пока не знаем, но очевидно, что Украина — не Россия, и запрета на разговор и конструирования «завтра» (в том числе и с помощью игрового кинематографа) там нет.