Я много лет разглядываю обложки альбомов выходящей тяжёлой (в основном) музыки, и временами попадаются совершенно потрясающие. Я решил поделиться своими находками, дополнив список и чем-то актуальным, и чем-то классическим. Это не топ и не каталог, а, скорее, картинная галерея. Поскольку даже очень крутых обложек, мягко говоря очень много, я разделю посты по жанрам. Сегодня будет блэк-метал.
Сам по себе жанр бюджетный, и в эпоху его зарождения в начале 90-х хорошим тоном было поместить на обложку альбома логотип на чёрном фоне, горящую церковь, какие-нибудь неполиткорректные трупы или рогатого князя с чертями. В принципе, всё это в ходу и сейчас, особенно у совсем андеграундных коллективов, но встречаются и уникальные обложки, претендующие на высокое искусство. Ещё одна проблема в том, что не менее хорошим тоном для блэкарей является взять в качестве обложки какую-нибудь старую картину или гравюру (желательно из перешедших в общественное достояние). По этой причине не всегда можно отличить оригинальную работу от заимствованной. Вот яркий пример:
Если где-то я не вычислил заимствованную картину, заранее прошу прощения. Никто не безупречен.
Каноническая обложка, на которой есть всё, что нужно: всадник в капюшоне на крутом козле, луна, обстановка распада и умирания. Композиция имеет некоторое сходство с другой обложкой мелодичного блэка: Dissection — Storm of the Light’s Bane (1995), я добавил её в галерею.
Качество конкретной обложки не связано напрямую с музыкой. У многих корневых групп обложки не представляют из себя ничего особенного, в то время как визуально сильные обёртки могут украшать среднюю музыку. Так случилось, что американские коллективы редко играют нормальный блэк. Морозной нордической жути им не хватает. Похоже, они это вообще не очень понимают, хотя некоторые, очевидно, любят. А вот арты у них бывают хороши.
Итальянский инструментальный проект. Концентрация мрачных и искажённых образов, символизирующая выход за рамки человеческого.
Проект Эрика Питерсона, актуального гитариста Testament. Тоже, как мы понимаем, американский, но уже симфо-блэковый, что смещает акценты. Арт показывает нам неуютную обстановку и зло планетарного масштаба.
Одна из лучших обложек одного из лучших альбомов в этой категории (по моему субъективному вкусу, конечно). Простая и яркая идея, передающая мировоззренческую основу альбома. Впрочем, даже если брать изображение в отрыве от музыки, оно определённо заслуживает внимания.
Возвращаемся к чистому блэку. Преобладание чёрного, макабрические образы, полные отчаяния и безысходности. То, за что мы и ценим блэк.
Симфонический блэк, выделившийся в середине 1990-х, изначально отличался и другим звуком, и другим подходом к оформлению. Если блэк — это новый панк, с презрением к коммерческим условностям, то симфо-блэк в некотором роде шаг назад к хэви-металу. Самобытный британский проект поёт о богах нордических и космических, про героев, непрерывно поливающих кровью Атлантиду и Лемурию, а так же о древних существах, пытающихся прекратить человечество. В общем, Warhammer в хорошем смысле.
Обложка блэка, какой она должна быть. Лаконичная визуальная составляющая альбома этой исландской группы одновременно реалистична и таинственна, динамична и меланхолична, полна мрачных намёков и вторит суровой музыке коллектива.
Ещё одна исландская группа (так уж совпало) с более атмосферным материалом и оригинальной арт-концепцией. Когда я подбирал материал, я убирал совсем уж экстравагантные варианты, потому что снабдить блэк-альбом неподходящей ему по жанру обложкой — не особое достижение. Однако тут всё хоть и ярко, но канонично: мистика в инфернальном разрезе.
Тёмный колдовской арт, иллюстрирующий альбом американской группы. Черти по фону несколько напоминают белых ходоков, но почумазее. А впрочем, к чему ирония: картинка хороша.
Помню, как в 90-е многие металюги ходили в балахонах, на которых логотип Dark Funeral красовался поверх картины Каспара Давида Фридриха «Монастырское кладбище в снегу». Нынешняя версия альбома The Secrets of the Black Arts изображает примерно то же, но нарисованное другой рукой. Спустя двадцать лет злобари из Швеции остались верны заветам германского романтизма, и на альбоме 2016 года мы видим всё те же проникновенные сюжеты: горы в тумане, одинокая фигура в плаще, мрачные ели.
Тот случай, когда обложку альбома от обычной живописи не отделяет ничего. Такую картинку вы могли бы легко увидеть в каталоге художника-мизантропа. Автор любуется оттенками человеческого страдания и унижения, находя в них что-то привлекательное и интересное.
Готовя эту подборку я часто натыкался на достаточно качественные по мировым стандартам работы русских команд (не только блэковые, кстати). Либо мы на правах северной страны что-то понимаем в мраке, либо они просто милее моему сердцу. В любом случае эта ритуальная инсталляция из костей и палок достойна стоять в одном ряду с мрачнейшими представителями жанра.
Атмосферный блэк, исследуя новые звуковые пространства, обращался и к новым визуальным образам. Языческий идол — взыскующий жертв бог древности, смотрит на нас с обложки, которая, казалось бы, больше подходит психоделик-року.
Ещё один классический альбом. Самый первый альбом группы Emperor поражал, конечно, не обложкой, а своим уникальным звуком. Но и рисунок, словно покрытый обжигающей пальцы изморозью, нельзя было перепутать ни с чем другим.
Загробная тень, то ли растворяющаяся в тумане, то ли выходящая из него, яркая аллегория людей, исчезающих из памяти окружающих. Кто-то рисует гниющие кости, кто-то копает глубже и вскрывает, как сам дух растворяется под струями набегающего времени.
С этим широко известным украинским коллективом я познакомился на уровне альбома To the Gates of Blasphemous Fire. И тогда вплетение славянских плясовых мотивов в бескомпромиссное рубилово было крайне свежим. Обложка их новой работы как бы перекликается с обложкой альбома Wildhoney группы Tiamat, но в более яростном и боевом ключе, что вполне логично сочетается с позицией группы.
Практически идеальная обложка для чёрного искусства. Мёртвые планеты, змеиные скелеты и протуберанцы сплетаются в невыразимой гармонии с холодным мраком космической пустоты. На фронте даже нет логотипа, что добавляет трушности!
Редкий зверь — венгерская группа, известная за пределами страны. Прославилась интересной смесью блэка и духовых инструментов, органично дополняющих музыку. На этой обложке рогатые глашатаи трубят с возвышения в честь победы над тяжело бронированными ангелами, похожими на оперённых омоновцев. Как и во многих подобных работах направление справа налево выбрано отнюдь не случайно.
Обложка в абстрактной форме намекает на бездушный дуализм бытия, как кристаллы соли и бетона прорастающий сквозь всё, что мы считаем важным и существенным. Уважение к форме в сочетании с решительным отходом от клише пошло этой работе на пользу.
Самый узнаваемый и повторяемый корпс-пэйнт товарища Аббата из небезызвестной норвежской группы Immortal (да, это те самые парни, которые в клипах рубят на снегу без тёплой одежды) украшает его новый сольный альбом. Ольве Эйкему, раньше светивший фотокарточкой на обложках основной группы, теперь не менее удачно позирует и для этой обложки. Силуэт в форме песочных часов соткан из ветвей, камней и прочих зловещих и крутых штук, о которых Ольве поёт.
Ещё один русский коллектив, на этот раз дошедший до пост-блэка в музыке, и практически до арт-нуво в изобразительном искусстве. Неустойчивый силуэт девушки, попавшей в трудную ситуацию, изображён на фоне богатой и равнодушной природы. Приглушённые тона картины погружают нас в сновидение, из которого нет выхода.
Ещё один образец яркой и творческой визуализации хорошо знакомых образов. Сюрреализм жизни, смерти и устремлений.
К этой картине требуется пояснение. Группа из Турции, поэтому ей не чужда мусульманская символика. Во время паломничества в Мекку совершающие хадж принимают участие в ритуале: они кидают камни в три чёрных столба, символизирующие силы зла. (Кидают от души, поэтому столбы каждый год приходится подновлять.) На этом полотне люди пришли к некоему чёрному проповеднику, который разъясняет им в личном присутствии шайтанов, иблисов или кто они там, персонифицирующих эти самые столбы.
Армянская группа, в музыкальном и визуальном творчестве вдохновляющаяся лавкрафтианскими мотивами. Как я понял, разные обложки относятся к физическому и цифровому релизам.
И замыкает подборку весёлая отечественная смерть. Всё в ней хорошо: и улыбка, и гармошка, и желание выйти поиграть на околицу, и декораторские способности. Должен отметить, что материал представленная группа играет вполне себе серьёзный и заслуживает ознакомления.
Спасибо, что ознакомились с подборкой. Лучше бы вам делать это с планшета, потому что многие арты в большом разрешении выглядят совсем иначе.
В следующий раз будут обложки дэз-метала, и их, судя по всему, будет больше. Пожалуйста, напишите в комментариях, нужно ли добавлять музыку или это лишнее и только мешает.
Николай Чесноков