Контральто – это разновидность женского классического певческого голоса. Женское контральто – это самый низкий женский голос. Этот тип голоса характеризуется уверенным густым и наполненным звучанием в нижнем регистре. Диапазон контральто – ми малой октавы до ми второй. По звучанию контральто приближается к мужским тембрам, поэтому часто в операх партии мальчиков исполнялись женским контральто, голос, исполняющий, например, партию Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» — классическое контральто.
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что термин «классическое» контральто здесь употреблён не просто так. Слово контральто говорит нам о том, что это нечто противоположное альту. Так, например, в мужских классификациях есть контр тенор, который как бы не тенор. Что это значит, и о чём нам это говорит?
Градация голосов очень ярко выражена в хоре. Партии, исполняющие те или иные «голоса» (имеется в виду не человеческий голос, а голос в партитуре произведения) делятся на I и II сопрано и I и II альт. Самым низким считается второй альт, он и исполняет самые низкие партии. Но, как нам известно, в хоровых партиях возможности исполнителей ограничены тесситурой, и главной целью певцов является слитное стройное звучание всего хора в целом. Здесь не нужны какие-то особенные тембры или индивидуальность. Здесь всё работает на большое мощное звучание всего хора как единого организма. Но, когда мы говорим об отдельной сольной партии, не для хора, а для одного исполнителя, здесь и появляется термин – контральто. Чтобы никто не путал его с хоровым альтом. Здесь подчёркивается индивидуальность этого голоса, который по тесситуре соответствует партиям второго альта.
Голос контральто встречается очень редко. И он не делится на подвиды, нет ни лирических, ни драматических контральто. Для контральто написано очень немного партий в классических произведениях, намного больше партий существует для сопрано и меццо сопрано.
Ещё хотелось бы обратить ваше внимание на манеру звукоизвлечения контральто. Классические голоса контральто поют на «тонких» связках. Вы скажете, что низкий голос должен образовываться в грудном регистре, и вибрировать должна грудь. Но ведь и сопрано и меццо в своём нижнем диапазоне поют в грудном регистре. В чём же тогда дело?
Как мы знаем, тембр голоса зависит от размера связок и от объёма резонаторов в голосовом аппарате. Таким образом, у контральто по сравнению с сопрано связки больше и длиннее. Но если речь идёт о классическом вокале, то здесь нужно говорить в первую очередь о манере звукоизвлечения, а в классике она образуется путём утончения связок на пониженной гортани, что является отличительной чертой в классической техники вокала.
Говоря о разных видах вокальной техники и о разных современных жанрах, надо сказать, что есть большая разница между классическим контральто и просто низким женским голосом. А разница эта как раз и заключается в специальной технике пения, на которой и возникает тот самый необыкновенный тембр, который мы называем контральто.