Найти тему

В чем шимпанзе умнее человека

В Японии в одном из институтов проводились опыты с шимпанзе. На экране монитора на половину секунды показывались хаотично расположенные цифры от 1 до 9. После этого вместо цифр на экране появлялись одинаковые квадратики. Задача испытуемого заключалась в том, чтобы, нажимая на квадратики, открыть все цифры в правильной последовательности - от 1 до 9. Для специально обученных шимпанзе это задание не вызывало особых трудностей.

С подопытными людьми ситуация была обратной.

По итогам этих опытов у ученых появилась гипотеза "когнитивного компромисса". Мозг шимпанзе и человека устроен почти одинаково. Но если шимпанзе основные мощности своего мозга тратит на восприятие и обработку информации "здесь и сейчас", мозг человека оказывается перегруженным огромным количеством хранимой информации. К тому же, человек, в отличии от шимпанзе, умеет говорить и анализировать информацию. Значит, значительные мощности человеческого мозга заняты ещё и этими центрами.

А "мощности" мозга - они не безграничны!

За возможность разговаривать и умение анализировать информацию нам с вами пришлось чем-то расплатиться. И человек "заплатил" в том числе ухудшением мгновенной краткосрочной памяти.

Если упростить вышеизложенное и представить наш мозг, как компьютер, можно сказать, что у человека мозг перегружен большим объемом памяти, в ущерб "оперативке", а у шимпанзе осталось больше "свободного места на диске" для "мгновенной памяти".

Наш ближайший "родственник" в дикой природе
Наш ближайший "родственник" в дикой природе

Вообще-то, ещё со школы я обратил внимание на то, как по-разному все учатся (разговор идет о тех, кто именно учился, а не протирал штаны). Есть "зубрилки" с хорошей памятью, которые просто заучивают информацию "от и до", а есть ученики, которые схватывают самую суть вопроса и потом раскрывают тему "своими словами". И те, и другие, учатся не плохо, а кто-то и ходит в отличниках, но только у первых всё детство - сплошная "зубрёжка", а вторые умудрялись делать "домашку" буквально "на коленке" перед уроком и неплохо себя чувствовали. А ещё у вторых была, как правило, посредственная долгосрочная память. Они могли выучить стихотворение прямо перед уроком, а потом его начисто забывали. Значит ли это, что у них просто больше оставалось резервов для "оперативки"?

На основе вышеизложенной информации, у меня получилось всех "умников" разделить на три категории: "ученые", "умные" и "мудрые".

1. Учёные. В данном эссе это не те учёные, которые доктора наук и академики. Здесь это те самые "зубрилки", полиглоты и прочие эрудиты от слова "учиться" и с просто "бездонной" памятью. Хотя, они тоже могут стать и докторами наук, и академиками. Такой человек ответит вам практически на любой вопрос, потому что знает почти всё. 

Но вспомните, как говорил персонаж Ливанова в фильме про Шерлока Холмса? Про то, что человеческий мозг - как чердак, на который глупец тащит всё подряд, нужное и не нужное? И рано или поздно "чердак" оказывается переполненным. Возвращаясь к аналогии с компьютером - весь этот не всегда нужный хлам будет "висеть" в мозгу в ущерб "оперативке". Должно быть, именно поэтому среди "зубрилок" так мало людей с какими-то великими прорывными открытиями?

2. Умные. Другая крайность. Человек часто забывчив и рассеян по жизни. У него плохая память. Потому что все мощности отданы "оперативке" - умению обрабатывать "входящую" информацию. По сути, он изучил и загрузил в свою память только предмет своей специализации. В остальных вопросах человеческого бытия он часто некомпетентен и беспомощен. Его мозг напоминает постоянно разогретый атомный реактор, который, благодаря большой мощности (в ущерб всяким бытовым мелочам и необязательным сведениям) способен на глобальные "подвиги". Именно в этой породе "умников" больше всего "открывателей" чего-то нового. Революционеров в науке и искусстве.

3. Наконец, немного про мудрецов. Мудрым может стать, в принципе, любой из двух первых категорий. Для того, чтобы стать мудрецом, необходима "надстройка" над вашим "мозговым реактором" в виде опыта и нравственных установок.

Если сказать упрощённо-аллегорично, мудрый - это тот, кто в отличии от умного или учёного не станет изобретать очередную "атомную бомбу". Не смотря ни на какие приступы "жажды открытия".