Найти тему

Жители ГУЛАГа - расконвоированные

В прошлой статье «Туфта в ГУЛАГе» рассказывал, как приходилось заниматься приписками, и всё ради пресловутого плана. Из-за этого было много брака. Казалось бы, в лагерях была сила, способная навести строгий рабочий порядок, как на производствах на воле. Но военные – офицеры, сержанты, рядовые охранники – на приписки и брак обращали мало внимания.

«Наше дело охранять, а не за качеством следить!».

Дело в том, что этот военный контингент по большому счёту состоял на довольствии у зэков. Ведь часть заработанных ими средств перечислялось управлением ИТЛ Обского и Енисейского строительства на содержание солдат и офицеров охраны. Так что чем больше нарядов оформляли бригадиры рабочих колонн, тем выше были пайки у рядовых конвоиров и премиальные у офицерского состава. Кстати, расходы на содержание охраны на «мёртвой дороге» были особенно значительными. Вместо «узаконенных» восьми охранников на каждую сотню заключённых в Северном управлении ГУЛЖДС ввели удвоенный штат.

Многие считают, что ГУЛАГ состоял только из заключённых и охранников. На самом деле иерархия была довольно запутанной. Кроме этих «сословий» были ещё расконвоированные. А это тоже была сила в том мире, о которой мало кто сейчас догадывается.

Машинисты мотовоза Елецкая-Лабытнанги 1959г. Фото из открытых источников
Машинисты мотовоза Елецкая-Лабытнанги 1959г. Фото из открытых источников

Один из изыскателей В.Г. Григорьев (до этого защитник Ленинграда, а после – лауреат литературной премии им. маршала СССР Л.А. Говорова) вспоминал, как приехал на эту стройку весной 1949 г. и видел этих ещё не свободных, но уже не заключённых:

«На ст. Чум мы выгрузились со своими чемоданами. Предстояло ждать поезд на Лабытнанги. Здание вокзала представляло собой небольшой деревянный домик, стоящий около железнодорожных путей в бескрайней тундре, покрытой снегом. Вдали виднелись несколько конических невысоких сооружений – это чумы – сборно-разборные жилища ненцев. В помещение «зала ожидания» входили и выходили какие-то люди, одетые одинаково в серые телогрейки с белыми, нашитыми на груди и спине ярлыками с какими-то номерами. В одинаковых шапках-ушанках, все были наголо стрижены. Иногда появлялись люди с пистолетами на поясном ремне. Всё это немного удивляло. Но нас уже предупредили, что все эти люди – заключённые, только расконвоированные, и нужно быть очень осторожными, как бы не украли, что-нибудь… Гражданские, в большинстве тоже одеты в ватники, но у них голова не стрижена, а с длинными волосами, так по голове солдаты-оперативники и отличали свободных от ЗК. Потом мы узнали, что поезд будет только на другой день, если будет! Оказалось, что пассажирского движения, как такового ещё нет, а ходят только грузовые или вертушки с товарными вагонами и платформами. На них можно доехать до ст. Лабытнанги».

В Лабытнанги они переночевали на шаланде. А утром Григорьев увидел огромные клинья гусей, летевших на север.

Станция "Лабытнанги" Фото из открытых источников
Станция "Лабытнанги" Фото из открытых источников
«Я бросился в каюту, вытащил детали ружья, собрал их, нашёл патроны и вновь вернулся на палубу. Гусей было так много, что я, не целясь, выстрелил, и конечно не попал, так как птицы летели высоко, а я этого не понял. На соседней шаланде работало много людей, они грузили доски и иногда посматривали на меня. Я тогда не знал, что это заключённые и их заинтересовало моё ружьё. Вскоре на борт нашей шаланды поднялись трое вооружённых военных. Наш гостеприимный шкипер сразу поскучнел и встал по стойке «смирно» у стенки каюты. Старший военный, бегло осмотрев каюту, стал опрашивать шкипера: кто такой, какая статья и др. Шкипер быстро и без запинки отвечал. Потом военный обратился к нам: кто такие, откуда и куда едете, почему находитесь здесь, документы на оружие. Пришлось показать наши документы: командировочные предписания и удостоверения, подписанные руководством МВД СССР. Всё обошлось хорошо, только попросили покинуть шаланду, т.к. находиться с заключённым хоть и расконвоированным на одной территории не рекомендовалось. Пришлось покинуть палубу и гостеприимного хозяина».
Строители железнодорожной станции Лабытнанги 1949. Из открытых источников
Строители железнодорожной станции Лабытнанги 1949. Из открытых источников

Кроме расконвоированных были ещё самоохранники. Кстати, именно они прославились своими зверствами над зэками! Но об этом как-нибудь в другой раз.

Начало в статье "Туфта в ГУЛАГе"

Подробности можно прочитать в книге Л.Ф. Липатовой "Дороги и судьбы".

Если статья понравилась, то поставьте т.н. «лайк», и оставьте комментарии! Поверьте, мне это весьма интересно. И не забудьте подписаться.

Ваш В.Л.