Если и стоит с кого-то начинать разговор о проектах будущего, то с большого фантазера и великого ученого Леонардо ли сер Пьеро да Винчи. Один из самых талантливых людей Возрождения, поистине достойный наследник ученых Древней Греции, остался в истории человечества не только, как потрясающий художник Золотого века живописи Европы, но и автор весьма интересных чертежей, графических набросков, которые на века опередили свое время.
Многие из них для человека 20-21 столетий не являются чем-то из ряда вон выходящим. Взять хотя бы анатомические зарисовки: в подробностях изображен костный скелет человека, до мелочей прорисованы мышцы, органы и даже положение плода во чреве матери изображено досконально и… пугающе. На самом деле - страшно подумать, как человек, живущий во времена, когда не было ни рентгена, ни УЗИ, получал столь подробные сведения о физиологической сути человека.
Впрочем самым известным из этого списка, но до сих пор не дающим покоя многим, является анатомический рисунок так называемого Витрувианского человека. Отличительной его чертой являются разные позы человека относительно круга и квадрата. И сам рисунок, и пояснительный текст к нему говорят о том, что это изображение анатомических пропорций мужчины, но всегда найдутся люди, которые хотят увидеть больше, видимо поэтому, до сих пор некоторые все еще ищут разгадку так называемого «кода да Винчи».
Но самым интересными для человека современного, но обывательского, являются чертежи технической направленности, вернее сам факт того, что большинство из них стали реальностью лишь в XIX-XX веках.
Архимед когда-то сказал: «Дайте мне точку опоры — и я переверну Землю». Когда разглядываешь чертежи различных механизмов, понимаешь, что если бы у Леонардо да Винчи была цель найти эту пресловутую точку и перевернуть Землю, он наверняка знал бы, как воплотить это в жизнь.
Парашюты, планеры, пропеллер как средство передвижения летательного аппарата, военные механизмы, включая подобие то ли танка и подлодки, и много-многое другое, что не получило должного понимания со стороны современников гения, и чем не удивишь современного человека, кроме одного факта — всё это было спроектировано в 15 веке.
Хотя в списке работ Леонардо есть и нереализованные проекты. Идея невероятного даже для нашего времени города так и осталась лишь на бумаге.
Главная специфика города — функциональность, достигаемая за счет многоярусности улиц, а так же присутствия в нем различных механизмов, которые должны были облегчить жителям жизнь, в особенности это касалось водопровода…
Это должен был быть не типичный город юга Европы, с узкими улочками, а с пространствами вокруг домов, сравнимым с палисадниками в наше время. Каждый элемент работы, включая свободную от застройки землю, он рассчитывал и расписывал до мелочей, как и полагается настоящему архитектору нашего времени. Единственно, что было в этом городе типично для того времени, а где-то и для нашего: элиты отдельно — холопы в сторонке.
К сожалению в наш век прогресса и загруженности мегаполисов очень не помешал бы такой город как минимум с 2-мя уровней улиц, где хотя бы люди и машины были разделены и передвигались независимо друг от друга. Но будем надеяться...