Найти тему

История криминального похищения.

«Похищение Прозерпины» - так называется одна из работ знаменитого итальянского скульптора Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680 годы), выставленная в популярном музее Рима - галерее Боргезе.

Заказ на изготовление данного произведения молодой мастер получил в 1621 году от своего покровителя кардинала Шипионе Боргезе. Год спустя Бернини выполнил работу, и великолепная мраморная скульптурная группа «Похищение Прозерпины» стала украшением коллекции произведений искусства этого мецената. Спустя некоторое время, изваяние было подарено кардиналу Людовико Людовизи и длительное время находилось на его вилле. Наконец, в 1908 году скульптура была выкуплена и возвращена назад, в галерею Боргезе.

«Похищение Прозерпины» Бернини находится на первом этаже знаменитого музея в центре Императорского зала. При входе в зал скульптурная композиция сразу приковывает к себе внимание. Рассматривая это произведение, нас с мужем удивило мастерство знаменитого скульптора, сумевшего изваять из мрамора динамичный, полный драматизма сюжет из древнеримской мифологии. Бернини смог не только с удивительной достоверностью передать движение своих героев, но и показать их эмоции, напряжение мышц, струящиеся ткани и даже дуновение ветра. Персонажи этой скульптуры реалистичны. Страх и отчаяние Прозерпины, решительность Плутона, их противоборство и динамика - все это удалось передать в своей работе знаменитому мастеру Джованни Бернини.

Рим. Галерея Боргезе. Бернини. "Похищение Прозерпины".
Рим. Галерея Боргезе. Бернини. "Похищение Прозерпины".
Рим. Галерея Боргезе. Бернини. "Похищение Прозерпины". Фрагмент.
Рим. Галерея Боргезе. Бернини. "Похищение Прозерпины". Фрагмент.
Рим. Галерея Боргезе. Бернини. "Похищение Прозерпины". Фрагмент.
Рим. Галерея Боргезе. Бернини. "Похищение Прозерпины". Фрагмент.

Для того, чтобы разобраться с хронологией этого похищения, необходимо немного вспомнить историю античного мира. Итак, на период с IV по II век до нашей эры пришелся расцвет двух соседних цивилизаций - Древней Греции и Древнего Рима. В основу религий этих государственных образований входило поклонение различным божествам, каждый из которых покровительствовал либо одной из стихий, либо одной из сфер человеческой деятельности. Греческие и римские боги во многом похожи друг на друга и имеют одинаковые функции. Отличаются они только именами. Ко всему прочему, легенды и мифы Древней Греции распространились также и на римскую религиозную культуру.

Итак, легенда гласит, что на первых порах своего царствования у Юпитера (греч. Зевс) была любовница – родная сестра, богиня полей и плодородия Церера (греч. Деметра). Церера была одной из прекраснейших богинь и обладала пышной красотой. У нее были крутые бедра, сильные ноги, выпуклый живот, щедрая грудь, голубые глаза и прекрасные золотистые волосы.

Рим. Ватиканские музеи. Школа Фидия (420 год до н.э.) "Деметра"("Церера"). (фото из интернета).
Рим. Ватиканские музеи. Школа Фидия (420 год до н.э.) "Деметра"("Церера"). (фото из интернета).

Плодом любви Юпитера и Цереры стала их дочь Прозерпина (греч.Персефона). Девочка подросла и превратилась в видную богиню - девушку, унаследовавшую многие черты от своей матери.

Как-то ночью бог царства мертвых Плутон (греч. Аид), родной брат Юпитера, поднялся на землю из своих черных владений подышать свежим воздухом. Он увидел спящую под кипарисом Прозерпину и воспылал к ней любовью. Плутон немедленно направился к своему брату, верховному богу Юпитеру просить его дочь себе в жены. Юпитер предполагая, что Плутон, как нормальный бог, добьется руки и сердца своей возлюбленной хвалебными песнями, уговорами и клятвами, дал на этот брак свое согласие.

Но Плутон поступил иначе. Он подкараулил Прозерпину на острове Сицилия. Собиравшую цветы на склоне вулкана Етна богиню, Плутон схватил, и насильно увлек в свое царство, во чрево земли.

Остров Сицилия. Греческий театр и вулкан Етна.
Остров Сицилия. Греческий театр и вулкан Етна.

Спустя некоторое время Церера обнаружила пропажу своей Прозерпины. Она поднялась на Капитолийский холм и спросила у Юпитера, где их дочь. На что Юпитер солгал, и ответил, что не имеет понятия. Тревога пронзила сердце Цереры, и она, превратившись в черное облако, полетела наугад искать свою Прозерпину. Без отдыха, целых девять дней и ночей несчастная богиня обыскивала все стороны света, беспрестанно окликая свою дочь и расспрашивая о ней каждого встречного божества. Но поиски были тщетны.

По совету богини чародейства и магии Гекаты несчастная Церера решила обратиться к Солу - богу солнца, которому все было видно со своей высоты. Она поднялась в облака и полетела к жаркому солнцу. Сол (греч. Гелиос), узнав великую богиню, пригласил ее в сою колесницу. Там, правя своими пламенеющими конями, он открыл ей правду и рассказал, где находится Прозерпина и кем она была похищена. Он также сообщил ей, что ее брат и любовник Юпитер знал обо всем произошедшем с их дочерью.

Рим. Ватиканские музеи. Роспись потолка. "Гелиос" ("Сол"). (фото из интернета).
Рим. Ватиканские музеи. Роспись потолка. "Гелиос" ("Сол"). (фото из интернета).

Слова бога солнца довели боль Цереры до предела, окончательно разрушив ее рассудок. Она вернулась на землю, но наотрез отказалась возвращаться в совет богов на Капитолийский холм. Церера сильно изменилась. Она состарилась, усохла, сгорбилась и стала похожа на старую нищенку. Богиня полей и плодородия впала в уныние и прекратила выполнять свои обязанности. Заброшенная ею природа перестала что-либо порождать. В сухой и бесплодной земле семена не взошли. Поля и сады превратились в пустыню. Не было ни жатвы, ни урожая, и поэтому роду человеческому грозила страшная голодная смерть.

Чтобы решить эту проблему, Юпитеру пришлось призвать своего брата, бога царства мертвых Плутона для тягостного разговора. После их беседы было найдено компромиссное решение: Прозерпине отныне следовало делить свое время между супругом и матерью, две трети проводя на земле, а остальное – в Преисподней.

Итак, каждый год с приближением весны Прозерпина поднимается на землю. При виде дочери Церера преображается и вновь обретает свой изначальный облик. Снова по ее зову на деревьях распускаются листья, а из борозд пашни появляются зеленые ростки. И вскоре вся земля покрывается цветами. Но осенью, как только урожай убран и сняты последние плоды, Прозерпина готовится к уходу в царство мертвых к своему мужу Плутону. Едва Прозерпина спускается под землю, как ее мать Церера погружается в печаль, усыхает, горбится и стареет. Вместе с ней меняется и природа: опадают листья, отцветают цветы, пустеют пашни. Снегом покрываются поля, подобно ее седым волосам; почва промерзает и становится бесчувственной как, ее сердце. Природа засыпает на некоторое время, чтобы вновь проснуться весной, когда вернется к своей матери из царства Плутона прекрасная Прозерпина.

Вот такая необычная криминальная история была придумана в античные времена, чтобы объяснить одно из явлений природы - смену времен года на Земле.

На этом прощаюсь.

Желаю всем приятного отдыха и ярких впечатлений от путешествий.

Ваша Раиса Захаровна.

P/S - если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;

- Возможно, Вам будут интересны мои статьи из рубрики «Галерея Боргезе»:

- "Рим. Вилла Боргезе".

- "Любовные утехи Аполлона".