Качественная экранизация в наше время - редкая птица. Поэтому мини-сериал по книге Терри Пратчетта и Нила Геймана "Благие знамения", стал для меня, пожалуй, экранизацией года.
Страстной фанаткой книг этих авторов я не являюсь, сами "Благие знамения" после первого прочтения произвели на меня среднее впечатление. Но спустя какое-то время я их перечитала и обнаружила, что это ироничное, а где-то даже гротескное повествование о несовершенствах и странностях нашего мира стало мне гораздо ближе и понятнее. "Благие знамения" были написаны довольно давно, в 1990, но на русский язык роман перевели лишь в 2012. У читателей начала 90-х было одно преимущество перед нами: дело в том, что этот роман, по сути - пародия на известные в то время мистические фильмы ужасов о пришествии Антихриста (в частности, многое, начиная с названия, отсылает к американскому фильму "Омен" 1976 года, который породил целую волну в литературе и кино). А мы воспринимаем роман вне этого контекста (ну, или это просто я никогда не интересовалась ужастиками). Если иметь это в виду, книга читается под немного другим углом.
Американо-британский мини-сериал "Благие знамения - это, в первую очередь, шикарная экранизация романа Пратчетта и Геймана (последний, уверена, немало постарался, чтобы обеспечить эту шикарность). Именно поэтому действие разворачивается не так стремительно, как мы привыкли, - выдерживается книжный ритм. Голос за кадром тоже работает на это. Все актеры попали в образ, картинка на экране совпала с картинкой в воображении. А какие титры - их можно отдельным мультфильмом показывать, предыстория в кратком содержании. В общем, сделано добротно, аккуратно, с истинно британской основательностью, с сохранением авторской иронии.
Понятно, что экранный формат всё равно диктует опеределенные условия, если в книге перед нами параллельно (до поры) разворачивались несколько равноправных сюжетных линий (ангел и демон, Эти, Анафема-Пульцифер-Шедвелл, Всадники), то в сериале главной стала история Кроули и Азирафаэля, и это нормально и понятно. Ставка на актерскую игру Теннанта (Кроули) и Шина (Азирафаэль) сыграла в полной мере, их невозможно ни в чем упрекнуть, можно только восхищаться этой парочкой. Да, чуть меньше осталось времени на Этих и Всадников, но ничего важного не упущено. А уж "дописанный" (а вернее, оставшийся, так сказать, за кадром в книге) финал истории ангела и демона - классный бонус для читавших, я вот сообразила, как все это могло произойти, только через полчаса после окончания серии.
Это история о том, что паны дерутся, а у холопов чубы трещат, а ещё - о силе воображения (не так ли, Адам?) и о том, что человеком делает тебя любовь, будь это любовь к земле, на которой ты живешь, редким книгам или старой машине. Или друзьям. И о том, что мир спасают, как ни странно, вовсе не супергерои.
Как же приятно видеть всё на экране именно в том же, книжном ключе и как давно у меня не было этой радости - когда смотришь, и всё хорошо, все как надо, без ненужного пафоса, лоска и глянца, добротно, искренне и с любовью.
Тем, кто уже читал "Благие знамения", очень рекомендую сериал. Тем, кто не читал, но хочет посмотреть, советую вначале всё же прочесть книгу - так вы поймете, интересен ли вам вообще будет этот сюжет. И помните главное - это Экранизация.