Найти тему
Топ-топ арт

Учим детей рисовать. Портрет клоуна

Я занимаюсь изобразительным искусством с людьми разного возраста. Преподаю.

У меня сложилась своя система заданий, которые я использую уже несколько лет. Конечно, на уроках я даю одни задания взрослым, а другие - маленьким детям. (Большим детям можно давать такие же задания, что и взрослым. Или почти совсем такие же.)

Задания - это то, без чего нельзя обойтись, если ты планируешь чему-то научить человека. Ни детям, ни взрослым практически ничего не дадут уроки рисования "на свободную тему". Наверное, иногда такие занятия имеют право на существование, но нельзя постоянно следовать в таком русле, хотя это и дает преподавателю возможность расслабиться.

Так вот, я думаю, что стоит описать некоторые из моих тем на уроках для маленьких детей.

Дело в том, что до определённого возраста, примерно до 11-12 лет, не стоит слишком нагружать ребенка научными знаниями о линейной перспективе, светотени и так далее. Он к этому ещё не готов. Как же и чему его учить?

Сейчас я хочу поговорить о заданиях для уроков с детьми младшего школьного возраста.

Натурные постановки полезны, если в центре внимания будет цвет, пропорции, композиция. Эти понятия детьми воспринимаются хорошо, и практика нужна. Но этого недостаточно. Задания по рисованию с натуры не должны быть слишком частыми, и они должны быть в большой степени эмоциональными и не длительными. А в остальное время нужно предложить ребёнку конкретное задание, продуманное настолько, чтобы ученик мог выполнить его, желательно, за один урок.

Думаю, что эти задания не обязательно использовать в студии и с группой. Можно рисовать дома со своим ребёнком, даже если вы никакой не художник. Ещё можно менять детали задания, например, формат будущей работы. Если в студии мы рисуем на формате А3, то дома вполне можно работать на альбомном листе А4. Или рисовать не гуашью, а акварелью. Главное - идея и тема задания, и понимание того, чему мы тут немножко учим :).

Я думаю, лирические отступления у меня ещё будут, а пока - первое задание (последовательность заданий не очень важна, важны тема и идея, и если это кому-нибудь поможет - я буду очень рада).

Портрет клоуна

Задача этого урока - дать самое начальное представление о пропорциях человеческого лица. Объяснять можно, например, так: рисуем лицо человека. Оно овальное. Затем проводим вертикальную линию и делим ее на три примерно равные части.

Начало построения
Начало построения

На верхней линии будут расположены глаза человека, на нижней заканчивается нос. Уши от одной линии до другой. Рот выше середины нижнего отрезка вертикали, примерно на расстоянии 1/3 высоты. И, соблюдая эти пропорции (соблюдая приблизительно! Без нажима, строгости и, конечно, никаких линеек, живые люди не бывают скроены по строгой мерке!) рисуем нейтральное лицо актёра - будущего клоуна.

Это пока совсем ничем не примечательный дядечка (или тётечка).

Актёр, который станет клоуном
Актёр, который станет клоуном

И вот теперь мы начинаем его гримировать.

Тут нужно проявить ничем не сдерживаемую фантазию. Главное, что место глаз, рта и носа менять нельзя, но можно их закрывать накладным носом, увеличивать уши, надевать любой парик и рисовать брови и ресницы, создавая характер и образ в целом.

Процесс создания грима клоуна
Процесс создания грима клоуна

Линии построения скроются.

Вот он такой, пока не раскрашенный
Вот он такой, пока не раскрашенный

А теперь - краски. У каждого получится свой персонаж, совсем не похожий на других. Можно добавить цирковых атрибутов - питомца какого-нибудь, публику на фоне, лучи прожекторов или фейерверки. Рисунок получится яркий и симпатичный.

Рыжий клоун
Рыжий клоун

Но это мой методический пример. Он не слишком хорошо показывает, что получается у детей. А получается вот что, полистайте!

Если клоуна нарисует ваш ребёнок, образ тоже получится неповторимым.

Ещё детские работы с клоунами можно посмотреть по ссылке!