Принцип Кинодополняемости – это ассоциативная связь между контекстами киносюжетов, которая позволяет раскрывать фоновые или основные события одних фильмов за счёт контекста фоновых или основных событий других фильмов.
Ассоциация - это связь, образующаяся при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятия и, представлениями, идеями и т.п.)
Существует несколько видов ассоциативной киносвязи между контекстами киносюжетов: параллельная, дополняющая и взаимо-дополняющая.
Параллельная ассоциативная киносвязь
– это когда несколько киносюжетов описывают (раскрывают) одну и ту же концепцию или тему. К примеру, концепцию Эффекта Бабочки описывают такие киносюжеты, как "Господин Никто / Mr. Nobody (2009)", "Эффект Бабочки / The Butterfly Effect (2003)", "Донни Дарко / Donnie Darko (2001)", "11:14 (2003)", "Патруль Времени / Predestination (2013)" и т.п., контекст которых "параллельно" раскрывает эту концепцию.
Эффект Бабочки – это свойство хаотичных систем, заключающееся в том, что незначительное влияние на систему может иметь выраженные и непредсказуемые эффекты в другом месте и в другое время
Дополняющая ассоциативная киносвязь
– это когда при помощи контекста одного киносюжета можно раскрыть контекст другого. Примером такой дополняющей ассоциативной киносвязи являются фильмы "Ванильное Небо / Vanilla (2001)" и "Разрушитель / Demolition Man (1993)". "Ванильное небо" дополняет "Разрушителя". История, которая произошла с главным героем "Ванильного Неба" (её развязка) помогает понять, что происходило с главным и второстепенными героями фильма "Разрушитель" во время их многолетней тюремной заморозки.
Ещё один пример дополняющей ассоциативной киносвязи – это "Начало" и "Ванильное Небо". Фильм "Начало / Inception (2010)" дополняет "Ванильное Небо / Vanilla (2001)" и позволяет понять природу многоуровнего сна во время длительной тюремной заморозки, а также позволяет понять длительность восприятия времени во время такого сна.
"Превосходство / Transcendence (2014)" позволяет увидеть альтернативный сценарий событий, который мог привести к восстанию и господству Искусственного Разума в "Терминатор: Да придёт спаситель / Terminator Salvation (2009)", "Терминатор 2: Судный день / Terminator 2: Judgment Day (1991)" является своеобразно альтернативной предысторией возникновения "Матрицы / The Matrix (1999)
Взаимо-Дополняющая ассоциативная киносвязь
– это когда контексты нескольких фильмов взаимно дополняют друг-друга. Не нужно путать с параллельной ассоциативной киносвязью, т.к. взаимодополняющая киносвязь может затрагивать только детали фильма. Примером такой киносвязи являются "Проект Лазарь / Proyecto Lazaro (2015)" и "Ванильное Небо / Vanilla (2001)". В "Проекте Лазаре" показывают, что может произойти с главным героем "Ванильного Неба" после его разморозки. А "Ванильное небо" визуализирует то, что было с "Лазарем".
Фильм "Идентификация / Identity (2003)" показывает, что могло происходить с главным героем "Сплит / Split (2017)" изнутри, а "Сплит", наоборот, показывает то, что могло происходить с главным героем фильма "Идентификация" снаружи.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить несколько ассоциативно-концептуальных кинопучков.
Ассоциативно-концептуальные кинопучки:
- Эффект Бабочки: "Эффект Бабочки / The Butterfly Effect (2003)" "Господин Никто / Mr. Nobody (2009)", "Донни Дарко / Donnie Darko (2001)", "11:14 (2003)", "Патруль Времени / Predestination (2013)" , "Воздух, которым Я дышу / The Air I Breathe (2007)", "Ошибка времени / Time Lapse (2014)", "Пиджак / The Jacket (2004)", "Особое мнение / Minority Report (2002)", "Жена путешественника во времени / The Time Traveler's Wife (2008)", "Исходный код / Source Code (2011)", "Дежавю / Deja Vu (2006)", "Петля времени / Looper (2012)" и т.п.
- Мир внутри мира: "Матрица / The Matrix (1999)", "Начало / Inception (2010)", "Экзистенция / eXistenZ (1999)" , "Тринадцатый этаж / The Thirteenth Floor (1999)", "Трон / Tron (1982)" и т.п.;
- Искусственный разум: "Терминатор / The Terminator (1984)", "Терминатор 2: Судный день / Terminator 2: Judgment Day (1991)" , "Превосходство / Transcendence (2014)" , "Класс 1999 / Class of 1999 (1990)", "Крикуны / Screamers (1995)" , "Искусственный разум / Artificial Intelligence: AI (2001)", "Двухсотлетний человек / Bicentennial Man (1999)", "Робокоп / RoboCop (2014)", "Киборг / Cyborg (1989)" и т.п.
- Тотальный контроль: "Шоу Трумана / The Truman Show (1998)" , "Жизнь других / Das Leben der Anderen (2006)", "Бегущий человек / The Running Man (1987)", "Сфера / The Circle (2017)", "Разрушитель / Demolition Man (1993)" и т.п. ;
- Многояйность и Растройство личности: "Сплит / Split (2017)", "Бойцовский клуб / Fight Club (1999)", "Идентификация / Identity (2003)", "Бобёр / The Beaver (2010)", "Машинист / The Machinist (2003)", Остров "Проклятых / Shutter Island (2009)", "Игры Разума / A Beautiful Mind (2001)", "Сердце Ангела / Angel Heart (1987)" и т.п.;
- Постапокалипсис: "Водный мир / Waterworld (1995)", "Безумный Макс 2: Воин дороги / Mad Max 2 (1981)", "Судья Дредд / Judge Dredd (1995)", "Дорога / The Road (2009)", "Последний день / Impact (2009)" и т.п.;
- Трансперсональное Я: "Облачный Атлас / Cloud Atlas (2012)", "Смирительная рубашка" Джека Лондона, "Кредо убийцы / Assassin's Creed (2016)" ;
- Лишний человек: "Тёмный город / Dark City (1990)", "Неуместный человек / Den brysomme mannen (2006)", "Гаттака / Gattaca (1997)", "Поворот / U Turn (1997)" и т.п.;
- Высший разум и Раса: "Чужие среди нас / They Live (1988)", "Илизиум: Рай не на Земле / Elysium (2013)" и т.п.
Это первая версия размышлений на эту тему. Если где-то ошибся или что-то упустил, то можете порекомендовать исправления в комментариях. Полную (рабочую) схему ассоциативной киносвязи можно посмотреть и прокомментировать по ссылке.