Найти тему

Пора бояться? Этапы развития бизнеса.

Сколько лет вашему бизнесу? Вы уже все их прошли? Коротко об основных этапах развития компании и почему все собственники их проходят.

Я сейчас вас удивлю. Деятельному и энергичному человеку всегда проще сделал самому, чем передать что-то другому. А все предприниматели, в основном, очень деятельные люди. Отсюда все проблемы бизнеса. И не смотря на кажущийся огромным океан книг о бизнесе, на самом деле информации по работе с самим собой нет. А ведь именно внутреннее перестроение мыслей и осознание необходимости изменений сохраняют бизнес на плаву.


Какие основные кризисы переживает любой бизнес?

  1. Первый год. Закрывается по статистике 90% компаний. Тут все относительно ясно. Запал кончается, люди понимают, что тут до сказки далеко, нужно пахать. А ещё и неизвестно что с прибылью. Я запускал одновременно два проекта, оба пережили первый год. Где то на фарте, где-то попали в тренды, где-то благодаря моему напору.
  2. Три года. Говорят из оставшихся, закрывается 70%. Тут, я думаю, проблема компетенции. Если собственник растёт как специалист в своей области, то он пройдёт этот этап. Здесь отсеиваются те, кто остановился в развитии, те кто плохо считает математику ( доходность) и конечно те, кто необоснованно зазвездился. При чем последних я встречал предостаточно. Предприниматели, чувствуя рост, видя оборот, не анализируют причины своих успехов, а относятся к ним как к должному. Спады расценивают не как угрозу, а как временный провал при общей положительной динамики. Тут обычно происходят самые болезненные закрытия, с огромными личными потерями для собственника. При чем, потери не только материальные, но и моральные. Я один из своих проектов продал как раз на этом рубеже. Но он был приносящим прибыли и имеющим интересные перспективы. Очень обидно, что купившие его люди, умудрились угробить его за год, из за неимоверного ЧСВ и лени. А так, как согласился отдать часть в рассрочку, так ещё и недополучил свои деньги.
  3. Ну а следующий тяжелый этап происходит с 5 по 10 год. Точных данных я не нашёл. Но если усреднить результат, то половина оставшихся компаний погибает в этот период. Раньше для меня казалось странным, что такое может в этот период произойти с предпринимателями, прошедшими такой огромный путь? Но теперь, мне кажется, я понял. Важнейшую роль в компании играет собственник, особенно на начальных этапах. Он затыкает собой все дырки, знает каждый этап своих процессов. Он лучший в своей компании. Главный ремесленник и трудяга. Но ресурсы человека не безграничны. Со временем он устаёт, времени ни на что не хватает. Но ему все равно проще сделать самому, чем в сотый раз объяснять сотрудникам что и как делать. Ему тяжело отслеживать эффективность вспомогательных структур, не производящих осязаемый продукт. Но, за частую, именно эти отделы косвенно генерируют прибыль, и из за отсутствия системы показателей их тяжело контролировать.
    Вроде бы все максимально понятно, и что стоит собственнику построить четкую систему. Но вся природа человека, в такие тяжёлые времена перемен, восстаёт против него. Предприниматель всегда нацелен на результат, он должен что-то делать и получать в итоге что то осязаемое. А систематизация, описание процессов требует колоссального количества времени, энергии и аналитики, а результат может быть отложенным, и даже вовсе отрицательным на первых порах. И внутренний голос говорит, - остановись, зачем, раньше же работало и был хорошо. Но если этого не сделать, то компания закончится в момент, когда собственник устанет своим временем закрывать все ошибки работников.
    Сейчас я на этом болезненном этапе описания и стандартизации, и если эта тема интересна, буду описывать то, что происходит в компании, и с чем приходится сталкиваться.

Идеальным для предпринимателя будет построить саморазвивающуюся систему, но об этом в следующий раз.