Сегодня речь пойдёт об истинных морских волках, закалённых ветрами и морской солью. И нет, это не голодранцы пираты, презираемые отбросы общества, а благородные каперы - гордость страны и защитники короны.
И кто такие, эти ваши каперы, спросите вы? По сути - такие же пираты, только получившие лицензию от государства. Давайте, разберём на примере. Вы - исполосованный шрамами бывалый пират, потопивший немало кораблей за свою жизнь. У вас есть корабль, но вот тяжко жить пирату в недружелюбном океане, в котором вы нажили себе много врагов. И вот вы приходите к, например, английскому королю и говорите: "Хочу стать капером и служить английской короне!". На что король отвечает "Клянётесь ли вы не топить английские и союзные суда? Клянетесь не убивать англичан?". И вы такой "Конечно, разрази меня гром!". И вы становились капером - то есть пиратом на службе у государства. Разница некритичная: вам разрешалось захватывать вражеские суда, половину добычи забирать себе, половину отдавать короне. Англичан низзя. Союзников низзя. Нейтральные суда тоже низзя, но кто ж об этом узнает. Взамен капер получает каперское свидетельство, которое он может смело предъявлять в качестве собственной защиты британским и иным военным судам, решившим, что они поймали пиратский корабль. Капер попадал под юрисдикцию, а значит и под защиту короны, и преступником уже не являлся. Это всё равно, что в наше время взять какой-нибудь отряд террористов, выдать им лицензии и сказать "убивай не нас, а вон тех вот, они нехорошие. А мы за тебя вступимся, если что вдруг". Ах да, это же существует и называется наёмными войсками. Неудобно вышло...
Каперство начало появляться стихийно в XII веке. Государства часто воевали друг с другом, а частные судовладельцы, как истинные патриоты, старались максимально вредить судам вражеским. Логика была такая: у нас тут вообще-то война, а значит вон то торговое судно - тоже мой враг. Почему бы мне на этом не подзаработать немного золотишка? ЯЖПАТРИОТ... и денег хочу. Поэтому правители выдавали таким мореходам лицензии, мол, он у нас норм, нападает только на вон тех еретических мразей, а хороших парней не трогает.
Затем в 1288 году некий Альфонс III, король Арагона (испанская провинция), попытался привести каперство в более-менее порядок. Он издал устав, регламентирующий их действия, тем самым создав прецедент: другие страны тоже начали издавать подобные законы. Они отличались, но суть была примерно одинаковая:
- капер вносил залог короне в обеспечении того, что он не будет нападать на мирное население, а только на вражеские суда. Соответственно, если выяснится факт беспредела, то лицензия отбиралась, а залог переходил в казну
- добыча капера должна быть доставлена в тот порт, из которого он вышел. Она должна быть нетронута, чтобы можно было определить, действительно ли ограблено именно вражеское судно
- суровое наказание за нарушение каперских законов
В XV веке все эти положения подтвердили международными договорами. И какое-то время это работало.
А потом настала эпоха морских войн XVII и XVIII веков. Каждая страна боролась за место на морских просторах и за возможность торговать, а это было основным источником государственного дохода. Поэтому каперам было сказано "мочить всех без разбора. Кроме нас, разумеется". И счастливые пираты принимались мочить, нанося колоссальный ущерб всей внешней торговле. Включая и собственную страну: когда выяснялось, что определённая страна массово использует каперов, то и против её кораблей проводили контрмеры. По этой причине впоследствии количество каперов начало стремительно сокращаться вплоть до 1856 года. В этом году был подписан Парижский мирный договор в Крымской войне, на этом же конгрессе большинством стран было подписано соглашение о полном отмене каперства. После этого случаи применения каперов были единичными, а в XX веке они исчезли совсем.
Каперство было эффективно только для одной задачи: ограничить морское пользование противнику. Подчёркиваю, не нарастить своё, а именно ограничить вражеское. Каперы были непригодны в качестве регулярного военно-морского флота, т.к. они были приспособлены только для отлавливания слабо вооружённых торговых судов. В этой связи можно сравнить их с дворовыми гопниками: их много, их фиг выловишь, при этом финансовый ущерб они народу приносят. А вот на войну ты гопника не отправишь, на этот случай нужны профессиональные военные. С каперами логика та же. Они безоговорочно проигрывали военным судам в открытом столкновении (за редким исключением), у них не было никакой военной подготовки и дисциплины. Да и конструкция их кораблей не располагала к долгому плаванию или морскому патрулированию. Но для своего времени они послужили очень хорошо.