Робер Брессон, 1974
Если вы рассчитываете приятно скоротать вечерок под фильмец из средневековой жизни, что-то вроде Баллады о доблестном рыцаре Айвенго, то вы рискуете остаться в полной непонятке – Что это было? – повиснет в воздухе вопрос после просмотра. Из 83 минут экранного времени большую часть занимает то, как прекрасные юноши и зрелые мужчины расхаживают туда-сюда в своих железных костюмах, которые невообразимо гремят. Разговаривать они могут только остановившись. Брессон принципиально не использует музыку в своих фильмах и никакого закадрового текста, пенья птиц, искусственных завываний ветра и всего такого, мы слышим у него только шумы и разговоры – не шепоты и крики, а именно разговоры, совсем без эмоций. Надо сказать, что приемчик этот очень коварный при всей его простоте – давит на психику. Кстати, 83 минут неприлично мало для авторского кино, режиссер явно пожадничал. Чтобы ввести зрителя в полный транс, фильм должен длиться хотя бы часа два с половиной.
«Какого черта меня занесло на эту галеру?» – почему вдруг Брессон? – Дело в том, что творчеством Брессона вдохновлялся Джеймс Инканденца, который снял свое убийственное Развлечение, с помощью которого квебекские сепаратисты хотят уничтожить Америку. (Ладно, это не взаправду, это придумал Дэвид Фостер Уоллес в Бесконечной шутке.) Короче, чтоб получше врубиться в книгу, пришлось еще немного окультуриться.
Про похождения ослика Балтазара я уже смотрел, так что мог настроиться заранее, что легко не будет. («Наудачу, Балтазар!», 1966 https://www.facebook.com/kinoprojections/posts/389737765184836)
Вики задорно сообщила, что «фильм выполнен в ярком и оригинальном стиле и повествует об истории любви Ланселота и Гвиневры, параллельно рассказывая хронику о крушении Камелота и исчезновении Круглого стола». Насчет оригинальности это правда, а все остальное это реклама))
Тем, знает историю про короля Артура в основном в изложении Марка Твена, как я, будет непросто. Кроме Ланселота, короля Артура и главного злодея, все рыцари на одно лицо, как штурмовики из Звездных войн. Интерьеры тоже не очень отличаются. Как я говорил, все время стоит грохот и лязг железа, поэтому слова разобрать трудно.
В общем, смотреть вы это вряд ли будете, к тому же сама история всем известна, поэтому позволю себе спойлеры. (Если кто-то твердо намерен это посмотреть, дальше может не читать, хотя это ничего не изменит – все равно будет также непонятно. Возможно, у режиссера и не было цели, чтобы мы чего-то поняли.)
Короче, дело было так. В самом начале мы видим, как конец меча волочится по земле, а потом – вжих – и голова рыцаря слетает с плеч, а из того места, где она только что была струей хлещет кровь. Автора этого удара мы не видим. Потом в почти клиповом формате следует еще несколько столь же жестоких сцен, которые вроде как обещают крутое рубилово в духе Игры престолов. Ан нет. Это было краткое изложение того, как рыцари круглого стола отправились граалить и как у них из этого ничего не вышло.
Возвращались они домой по одиночке и далеко не все. Ланселот даже заблудился (для странствующего рыцаря это нормально, ему же обычно все равно куда брести) и спрашивал дорогу у крестьянки. У той была еще юная дочка – вроде как намек зрителям, но эта сюжетная линия развития не получила.
Вернулся он, значит, в Камелот, а там полное уныние – Грааль так и не нашли, боевые потери составили почти 70%, что делать дальше никто не знает. С грустью глядят оставшиеся рыцари на Круглый стол, за которым теперь так много пустых мест. И решает Артур запереть эту комнату нафиг, чтоб не напоминала о былом. Однако, духом он не пал и наказал всем не снимать латы, покуда не найдем Грааль. (Поэтому они так и гремят все время.)
Тут мы узнаем, что у Ланселота роман с королевой Гвиневрой. Вернее, был – за время похода он духовно вырос и решил отринуть эту страсть во имя высших целей. Так прям королеве и сказал. А она такая – Ха! Я тебя тут ждала одна-одинешенька, от мужа толку никакого, а ты мне тут такие фортели выкидываешь. За руку брал, в глаза смотрел? В любви клялся? – все, обломись твои высшие цели, я первая была. Пока я тебя от клятвы не освобожу, ты мой. (А я дура что ли такими рыцарями разбрасываться?)
Ланселот немного поломался для приличия, но вы же понимаете – на этой своей войнушке стосковался по телу женскому, а тут сама напрашивается. Не устоял наш герой. Ладно, говорит, давай! А она такая – погодь, вот все поедут на турнир, а ты не ехай, забей. Приходи ко мне, тогда и вознесемся в чертоги любви (ну или как там у них писали в рыцарских романах). Но наших голубков засекли. Нашелся злодей, который все разнюхал и подбил еще нескольких рыцарей замочить Ланселота, когда тот пойдет в покои к королеве.
Обычное в общем-то дело в темное средневековье – зарезать кого-нибудь. Так в Холирудском дворце в Эдинбурге туристам показывают место, где якобы оскорбленный муж Марии Стюарт лорд Дарнли со своими друганами жестоко убили ее секретаря Дэвида Риччо прямо у нее на глазах. По свидетельству современников на теле Риччо осталось 57 ножевых ран, причём был «заботливо» оставлен нож, принадлежащий лорду Дарнли. На самом деле это было из-за политики, романа у них даже и не было.
Тем временем королева готовится к приходу своего любовника – типа принимает душ. То есть, служанки обтирают ее губками, пока она стоит в тазике. (Наверное, отключили горячую воду.) Это единственный эротический момент во всем фильме, увы. Остальное – чистая жесть – в буквальном смысле – в кадре только мужики в латах))
(Картинки не будет))))
Тут бы Ланселоту и конец, но у него в башке что-то торкнуло, и он вместо того, чтобы пойти на долгожданное свидание, он велит седлать коня и чешет на турнир вдогонку за остальными. Как нынешние диванные воины всю ночь гоняют в танчики, а их женщины ждут напрасно. Ясен пень, что на турнире он всех победил, все призы забрал отбыл в неизвестном направлении. При этом все проделал инкогнито – не открыв забрала – тогда же не было предварительной регистрации на турниры, рейтингов, посева, как в теннисе. Но таки получил чье-то копье в бок и не доехав до дома, свалился в лесу. Не умер, конечно. Его нашла та самая крестьянка и подлечила. Ведьма, наверное.
Итак, Ланселот исчез. А злодею-то неймется. В отсутствие главного врага он решил просто заложить королеву мужу. Но поскольку с поличным любовников не застукали, все улики вроде как косвенные и мнения рыцарей разделились. «Где ваши доказательства?» – Но на всякий случай Артур посадил жену под арест. Тут Ланселот как раз оклемался, созвал друзей, вызволил Гвинерву из заточения и увез к себе.
Дальше немного непонятно. В какой-то потасовке Ланселот смертельно ранит своего друга – тот был в шлеме, лица-то не видать. Умирая, он говорит Артуру и всем прочим за него не мстить, дескать, он сам нарвался, так было надо. Затем между рыцарями происходят какие-то терки, и в результате Ланселот соглашается вернуть королеву ее королю, а тот ее простит. Типа раз прямых улик нет, то удем считать, что ничего и не было. Пожалуй, это лучшее решение, чем всем поубивать друг друга. Ланселот, конечно, от дома отлучен, в Камелот его больше не примут.
Тут бы и сказочке конец, однако нет. Мордред, тот самый злодей, что хотел сгубить Ланселота, поднял мятеж против Артура. Узнав об этом, Ланселот бросается на помощь своему королю, ибо «честь – она всего превыше, умри, гусар, но чести не утрать». И вот финальная сцена. Стрелки, сидящие на деревьях, расстреливают рыцарей одного за другим. Ланселот тоже получает свою стрелу, добредает до общей кучи металлолома и падает с грохотом. И лежат они как царь Леонид и 300 спартанцев.
И что у нас в сухом остатке? Впечатление. Этот фильм едва ли получится забыть. Сюжет крайне прост, герои известны. Лязг доспехов останется в памяти.
Кстати, теперь имеет смысл смотреть пародию на него – Монти Пайтон и Священный Грааль. Потом расскажу.