Идея американской фантастической мелодрамы «Она» появилась еще в 2000-е годы. Именно тогда режиссёр картины Спайк Джонз прочитал статью о сайте, на котором можно непрерывно общаться с искусственным интеллектом. Это событие сподвигло его на создание короткометражной картины, а затем и полнометражного фильма.
Действие мелодрамы «Она» происходит в Лос-Анджелесе в недалёком будущем. Технологии уже развились до того уровня, когда искусственный интеллект уже не только является частью повседневной жизни, но и постепенно выходит за её пределы. В центре сюжета находится одинокий писатель по имени Теодор, который после разрыва отношений с женой решает купить операционную систему с ИИ. Интеллект и эмоциональная глубина искусственного интеллекта по имени Саманта поражает главного героя, и со временем отношения между ними становятся всё более и более близкими .
Главный герой
Всё происходящее в фильме показано так, как это видит главный герой – нет ни одной сцены без его участия. Таким образом, мы наблюдаем только за Теодором, воспринимая всё через его эмоции. В сущности, отношения Теодора и Саманты проходят через обычные стадии, знакомые многим, в том числе и самому Спайку Джонзу, пережившему развод с Софией Копполой в 2003 году. Название «Она» отсылает нас не только к Саманте, но и к жене Теодора, про которую он вспоминает до конца самого фильма. Это подавленное в нём чувство неудовлетворённости, смятения, разлуки присутствует в фильме между строк до самого конца, пока главный герой не признаётся самому себе, что его бывшая жена оставила в его жизни след, который не исчезнет никогда.
Технологии и человек
Герой Хоакина Феникса работает в специальной организации, он пишет письма за других людей. Вопрос взаимодействия человека и технологий особенно волнует Спайка Джонза, и здесь он показывает две стороны этой проблемы: технологии делают жизнь человека удобнее, но он теряет свою сущность в глобальном мире компьютеров и искусственного интеллекта. Глобализация должна делать людей ближе, более открытыми друг к другу, но в действительности люди замыкаются в себе, постепенно забывая, что значит выражать свои чувства. У людей остаётся всё меньше времени друг на друга. Люди, потерявшие чувства, противопоставляются искусственному интеллекту, который умеет любить, сострадать, радоваться, грустить. Одиночество главного героя становится ещё более глубоким, когда вокруг него столько людей, которые так же, как он сам, заняты общением со своим телефоном. К слову, когда Теодор влюбляется в Саманту, он начинает замечать мир вокруг себя, проводит больше времени на природе. Таким образом, появляется вопрос: могут ли технологии сделать человека счастливым? И помогут ли они людям не быть одинокими?
«Она» показывает одиночество как одну из главных проблем современного человека, и эта тема занимает важное место в сюжете картины. Одиночество Теодора создаёт застой в его жизни, и она начинает меняться, только когда Саманта приходит в его жизнь. Он испытывает знакомые зрителю переживания – любить не заставишь. Это мы видим, когда Теодор паникует из-за того, что Саманта отключилась на некоторое время.
Но не менее важна проблема взаимопонимания людей. Счастливый человек не замечает, когда друг страдает – это хорошо заметно по отношениям Теодора с Эми, героиней Эми Адамс. В начале фильма Он одинок, Она – нет, в середине же фильма – наоборот. И только в конце они наконец находят взаимопонимание, разделяя горе вдвоем. В общем и целом, происходит сплетение главной и побочных сюжетных линий: речь, конечно, о Теодоре и Саманте, о жене Теодора, об Эми.
Чувства
На самом деле движение сюжета заключается скорее не в том, как меняется обстановка вокруг главного героя, а в изменении его эмоций и состояния в течение фильма. Измученный и подавленный в начале, восторженный ближе к середине. После чего внутри Теодора начинает нарастать тревога из-за отношений с Самантой, которая выливается в ссоры и, наконец, расставание. Но в чем в сущности проявляются отношения Теодора и Саманты? В общении, в обмене информацией. Поэтому появляется вопрос: в чем заключается наша способность испытывать чувства – в разуме, в чём-то божественном, или, может быть, чувства – это вовсе что-то возвышенное человеком, являющееся простым продуктом химических реакций? И испытывала ли Саманта чувства к Теодору, или это просто сложная программа, достигшая высочайшего уровня? «Она» наталкивает на размышления о нашей эмоциональной сущности, которая делает нашу личность индивидуальной. Спайк Джонз даёт понять, что, возможно, при создании искусственного интеллекта человеку стоит обращать внимание именно на эту проблему: постараться придать ему в первую очередь чувства, нежели умение решать сложные задачи. Только в этом случае будет возможно нормальное взаимодействие человека с машиной в том самом «Абсолютном мире».
Источник: https://blickk.com/