Найти в Дзене
Евгений Ковалев

Налоговой реформой по Зеленскому, или как делать искусственное дыхание не с того конца

Об авторе: Владимир Федорин - журналист, писатель, экс-редактор украинского Forbes и сооснователь Bendukidze Free Market Center. Это независимый украинский аналитический центр, созданный ради распространения идей свободы, открытого правления и свободной экономики.

Рада рассматривает несколько налоговых законопроектов, которые приведут к существенному ухудшению предпринимательского климата, ударят по украинскому малому и среднему бизнесу. Это делается под лозунгами «детенизации», «выполнения международных обязательств Украины», и — хотя не озвучивается вслух — необходимости провести непопулярные реформы, пока есть поддержка в парламенте. Бездумно голосующие за безумные инициативы главы налогового комитета Рады Данилы Гетьманцева имеют все шансы не досидеть в парламенте до нормальной налоговой реформы.

Результатом принятия гетьманцевского пакета будет усиление коррупции, резкий рост недовольства самозанятых, дополнительный отток экономически активного населения за границу и полная остановка инвестиционной активности значительной части среднего бизнеса.

Украина, безусловно, нуждается в повышении эффективности налоговой системы. Разнобой ставок, неравные условия конкуренции из-за необлагаемого налогами теневого импорта, привилегированное положение налогоплательщиков-олигархов — все это угнетает инвестиционную среду и является одним из ключевых факторов нашей бедности. 

Налоговая реформа, безусловно, подразумевает и жесткое выполнение новых, более справедливых правил. Однако без шагов навстречу бизнесу, без снижения номинальных ставок все сугубо фискальные шаги будут справедливо восприниматься украинцами как триумф бюрократии, нарушение общественного договора и обман доверия.

Резюме: фискальные инициативы Слуги народа, а конкретно — Данилы Гетьманцева — грубейшая политическая (ведущая к кризису доверия к президенту и новой власти) и экономическая ошибка. Чтобы начать быстро развиваться, Украине нужна радикальная стимулирующая реформа налоговой системы, а не торжество азаровщины, лишенное какой бы то ни было логики, кроме логики хапка.

Из обращения Европейской бизнес-ассоциации, насчитавшей 13 подводных не камней, а скал или даже гор в законопроекте 1210:

"Эксперты Ассоциации выражают свое предостережение о нецелесообразности принятия законопроекта в таком виде и в очень сжатые сроки, предлагаемых в связи с неотложным статусом законопроекта. Ассоциация полностью поддерживает заявление премьер-министра Украины о том, что налоговая реформа должна начаться весной 2020 года, а изменения в налоговое законодательство должны вступить в силу с 2021 года". 

Возникает справедливый вопрос, что делать со всем этим безобразием. Я вижу четыре шага, которые подведут черту под административным восторгом граждан, случайно оказавшихся в правящей партии.

1. Остановить изменение налоговых правил до разработки концепции и стратегии глубокой налоговой реформы. Президент должен ветировать законопроекты из гетьманцевского пакета, если они будут приняты Радой.

2. Поручить премьеру в сжатые сроки разработать концепцию налоговой реформы, предусматривающей поэтапное снижение фискальной нагрузки до уровня 33−35% ВВП (сопоставимый с уровнем нагрузки в быстро развивающихся странах).

3. Публично заявить о позиции президента: Украине нужна настоящая налоговая реформа, со снижением номинальных ставок и выравниванием правил игры, а не ямочный ремонт на минном поле.

4. Укрепить Данилом Гетьманцевым парламентский комитет по вопросам молодежи и спорта.