Найти тему
Живопись

Художник Уильям Уитакер: ренессанс реализма

Данная статья — наше скромное посвящение замечательному художнику Уильяму Уитакеру. Он покинул этот мир в начале прошлого года, оставив по себе светлую память и большую коллекцию полотен. А главное — став основоположником глобальной тенденции возвращения интереса к реалистической манере живописи.

В первую очередь — среди талантливой молодежи, которая по окончании высших учебных заведений все чаще отдает предпочтение следованию классическим живописным традициям.

-2

Говоря о творческом наследии самого Уитакера, совершенно недостаточно будет простой констатации его колоссального вклада в этот своеобразный фигуративный «Ренессанс». Ибо в дебюте его карьеры (если таковыми можно назвать его детство и юность, проведенные в отцовской мастерской, а затем в колледже) будущий мастер испытал сильнейшее влияние абстракционизма. Да и могло ли быть иначе, когда мир живописи нового света переживал настоящий «бум» экспрессионистских тенденций.

"Нат Браун"
"Нат Браун"
"Следующий день"
"Следующий день"

Как признавался сам Уильям, его студенческие годы прошли под знаком перманентной внутренней борьбы между мэйнстримовым модерном и близкой его собственному вкусу академичной живописи. В конце концов любовь победила расчет и дала дорогу вдохновению.

Сегодня можно с уверенностью утверждать это был решительный шаг для самого Уитакера, но еще более значимое достижение для «впавшего в немилость» реалистического жанра, терпевшего поражение и отступавшего по всем фронтам начиная (как минимум) с середины прошлого века.

Итак, когда « Святой грааль» источника вдохновения был наконец обретен профессиональное становление и выработка индивидуальной манеры написания картин стали для нашего героя лишь вопросом времени. И если главными музами его творчества навсегда стали изысканно-утонченные натурщицы, пышные цветочные букеты и большей частью сдержанные прохладные фоновые тона, служащие эмфатическим усилением настроения композиции, то подлинным храмом для этих муз явилась его мастерская. В некотором смысле она на долгие десятилетия стала неким бастионом фигуративности в бушующем море современных абстракций. Осознание этой детали позволяет еще глубже и полнее ощутить уникальную индивидуальность картин маэстро, тяготеющих к библейским и античным аллюзиям.

-7
"Сокровище"
"Сокровище"

Знаете, дорогой читатель, в данную минуту мы стараемся не повторить типичные ошибки навязчивого гида или плохого экскурсовода. Вы наверняка сталкивались с такими типажами. Они обожают хватать свою аудиторию за руку и чуть ли не силком тащить ее за собою вдоль ряда картин, стремясь подавить и ошеломить восприятие «жертвы» бесконечным перечислением технических подробностей, секретных методик и других узкоспециальных приемов. Мы предполагаем, что Вас, уважаемый читатель, имеется в наличии достаточное количество и качество органов чувств, чтобы по достоинству оценить искусство мистера Уитакера, периодически балансирующего на грани фотореализма. К чему все эти разговоры о красках, линиях и мазках, если сам автор в течении множества лет являлся профессором именитого американского художественного университета и самолично повествовал об этом же самом тысячам своих студентов.

Согласитесь, вся эта смысловая рекурсия совершенно не к чему. Уильям Уитакер — всемирно признанных виртуоз реалистичной живописи, чье искусство уверенно перешагнуло рамки простой анатомичности и по признаниям его коллег и критиков стало чем-то большим. Чем? Ответ на это вопрос снова мог бы низвести нас до роли навязчивого экскурсовода, поскольку в его полотнах каждый может найти нечто близкое лично ему самому. Для одних знакомым переживанием станут хрупкие плечи и изящная линия шеи, для других — вечная загадка блестящих голубых глаз, третьи же безошибочно распознают нечто смутно знакомое в холодно-отстраненном жесте, разделяющем историю чьей-то любви на «до и после».

"Молодая женщина"
"Молодая женщина"

В этом еще одна, последняя миссия работ художника. Используя свой дар живописца он словно бы продемонстрировал всему миру почему творческое восприятие мастера всегда будет оставаться живее, человечнее, и ближе зрителю, чем механическая сверхточность кадра, пойманного в объектив фотоаппарата. Несмотря на преимущественно холодные тона и нарочитую эмоциональную сдержанность, позировавших ему моделей, его полотна — настоящие порталы в параллельные миры, а не все лишь один замерший миг.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!