Данная статья — наше скромное посвящение замечательному художнику Уильяму Уитакеру. Он покинул этот мир в начале прошлого года, оставив по себе светлую память и большую коллекцию полотен. А главное — став основоположником глобальной тенденции возвращения интереса к реалистической манере живописи.
В первую очередь — среди талантливой молодежи, которая по окончании высших учебных заведений все чаще отдает предпочтение следованию классическим живописным традициям.
Говоря о творческом наследии самого Уитакера, совершенно недостаточно будет простой констатации его колоссального вклада в этот своеобразный фигуративный «Ренессанс». Ибо в дебюте его карьеры (если таковыми можно назвать его детство и юность, проведенные в отцовской мастерской, а затем в колледже) будущий мастер испытал сильнейшее влияние абстракционизма. Да и могло ли быть иначе, когда мир живописи нового света переживал настоящий «бум» экспрессионистских тенденций.
Как признавался сам Уильям, его студенческие годы прошли под знаком перманентной внутренней борьбы между мэйнстримовым модерном и близкой его собственному вкусу академичной живописи. В конце концов любовь победила расчет и дала дорогу вдохновению.
Сегодня можно с уверенностью утверждать это был решительный шаг для самого Уитакера, но еще более значимое достижение для «впавшего в немилость» реалистического жанра, терпевшего поражение и отступавшего по всем фронтам начиная (как минимум) с середины прошлого века.
Итак, когда « Святой грааль» источника вдохновения был наконец обретен профессиональное становление и выработка индивидуальной манеры написания картин стали для нашего героя лишь вопросом времени. И если главными музами его творчества навсегда стали изысканно-утонченные натурщицы, пышные цветочные букеты и большей частью сдержанные прохладные фоновые тона, служащие эмфатическим усилением настроения композиции, то подлинным храмом для этих муз явилась его мастерская. В некотором смысле она на долгие десятилетия стала неким бастионом фигуративности в бушующем море современных абстракций. Осознание этой детали позволяет еще глубже и полнее ощутить уникальную индивидуальность картин маэстро, тяготеющих к библейским и античным аллюзиям.
Знаете, дорогой читатель, в данную минуту мы стараемся не повторить типичные ошибки навязчивого гида или плохого экскурсовода. Вы наверняка сталкивались с такими типажами. Они обожают хватать свою аудиторию за руку и чуть ли не силком тащить ее за собою вдоль ряда картин, стремясь подавить и ошеломить восприятие «жертвы» бесконечным перечислением технических подробностей, секретных методик и других узкоспециальных приемов. Мы предполагаем, что Вас, уважаемый читатель, имеется в наличии достаточное количество и качество органов чувств, чтобы по достоинству оценить искусство мистера Уитакера, периодически балансирующего на грани фотореализма. К чему все эти разговоры о красках, линиях и мазках, если сам автор в течении множества лет являлся профессором именитого американского художественного университета и самолично повествовал об этом же самом тысячам своих студентов.
Согласитесь, вся эта смысловая рекурсия совершенно не к чему. Уильям Уитакер — всемирно признанных виртуоз реалистичной живописи, чье искусство уверенно перешагнуло рамки простой анатомичности и по признаниям его коллег и критиков стало чем-то большим. Чем? Ответ на это вопрос снова мог бы низвести нас до роли навязчивого экскурсовода, поскольку в его полотнах каждый может найти нечто близкое лично ему самому. Для одних знакомым переживанием станут хрупкие плечи и изящная линия шеи, для других — вечная загадка блестящих голубых глаз, третьи же безошибочно распознают нечто смутно знакомое в холодно-отстраненном жесте, разделяющем историю чьей-то любви на «до и после».
В этом еще одна, последняя миссия работ художника. Используя свой дар живописца он словно бы продемонстрировал всему миру почему творческое восприятие мастера всегда будет оставаться живее, человечнее, и ближе зрителю, чем механическая сверхточность кадра, пойманного в объектив фотоаппарата. Несмотря на преимущественно холодные тона и нарочитую эмоциональную сдержанность, позировавших ему моделей, его полотна — настоящие порталы в параллельные миры, а не все лишь один замерший миг.
Автор: Лёля Городная