Эдвард Мунк. Крик. 1893 год (фото: Википедия)
Вчера на официальном сайте Министерства культуры РФ были опубликованы Методические рекомендации по реализации межведомственного культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника».
Что же это за нагромождение слов? Давайте разбираться вместе.
Культурный школьный норматив - плод совместного «творчества» Министерства просвещения РФ и Министерства культуры РФ, который уже на стадии «инициативы» вызвал споры и раздражение как среди родителей, так и среди учителей.
Звучит просто угрожающе: «Культурный норматив школьника» является положением о соблюдении определенных стандартов и норм в освоении подрастающим поколением творческих компетенций и знаний о культуре и искусстве».
А это просто страшно читать: «Для определения уровня полученных компетенций и усвоенного материала органы культуры и органы образования города-участника проекта организуют и проводят все необходимые мероприятия по сдаче культурного норматива школьниками. Решением вышеназванных инстанций создается экспертная комиссия, в которую входят: эксперты-кураторы семи направлений проекта, классные руководители школ-участников, представители учреждений культуры города и учреждений обязательного школьного образования. В данную комиссию могут также входить общественные наблюдатели и представители СМИ города.
Школьник, сдающий культурный норматив, может претендовать на три заявленные категории оценки: «Бронза», «Серебро», «Золото». Решение о сдаче культурного норматива школьником принимается комиссией коллегиально и фиксируется в протоколе, который ведет секретарь экспертной комиссии».
Согласно документу, участие в проекте - добровольное (тогда непонятно, зачем создавать комиссии и фактически организовывать экзамен по сдаче культурного норматива?..), но в реальности норматив тяжким бременем ляжет не только на учеников и их родителей, но и на классных руководителей.
По сути, посещение культурных мероприятий превратится в соревнование. Кто больше посетит мероприятий - тот победил.
Я проработала в культуре много лет. Мне совершенно непонятно, каким образом можно культуру загнать в рамки нормативов, стандартов и количественных оценок? Это же творчество, вдохновение, а не спорт. Можно увидеть один спектакль высокого профессионального уровня, а можно - 20 совершенно бездарных постановок.
Вы только подумайте, Ваш ребенок будет обязан посетить кем-то утвержденное количество культурных мероприятий и отчитаться о проделанной работе. Именно «работе», потому что посещение театров, музеев и пр. превратится в обременительный для школьника процесс.
Культурный норматив рассчитан на время всего обучение в школе. Через пару-тройку лет ребёнку просто надоест посещать одни и те же учреждения. А вывозить в соседние регионы - это дополнительные расходы.
Кстати, о расходах. Кто за всё это будет платить?
Посещение хорошего спектакля или концерта - удовольствие не из дешёвых, не каждая семья может себе позволить. Тем более, во многих населенных пунктах мало или вообще нет учреждений культуры в шаговой доступности, а это значит, что придется оплачивать и транспортные услуги.
Скорее всего, совместные разработки двух министерств направлены не на обогащение культурной жизни школьников, а на улучшение финансового положения учреждений культуры.
Получается, что финансирование культуры частично перекладывается на плечи родителей!
Методическое пособие содержит список учреждений культуры, рекомендуемых для посещения и рекомендуемый перечень произведений искусства по направлениям: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литература», «Архитектура», «Кинематограф», «Театр», «Народное искусство».
Вопросов к перечню много, особенно к современной музыке. Видимо, это чьи-то личные предпочтения. Например, почему из «русского рока» выбраны именно БГ, «Наутилус Помпилиус», Андрей Макаревич и Виктор Цой - неизвестно… При этом, рекомендованы к прослушиванию Элвис Пресли, «The Beatles», «Queen», «Pink Floyd», «ABBA» и «Nirvana». На мой взгляд, очень странный выбор. Но Министерству культуры РФ виднее…
Удивительно, но из цифровых ресурсов по направлению « Музыка» рекомендован раздел в социальной сети ВКонтакте, которого в настоящее время не существует: https://vk.com/audios Так вот, где искали произведения для музыкального перечня! По истине, безграничны просторы Интернета…
Спектакли в перечне почему-то уже привязаны к конкретным театрам. В Твери невозможно увидеть и 10% от предлагаемых Министерством культуры РФ постановок.
Архитектура в своем большинстве привязана к Москве, Санкт-Петербургу и ещё нескольким крупным городам России.
Пилотный проект по внедрению культурных нормативов стартует в сентябре-октябре 2019 года в 8 регионах страны: Татарстане, Коми, Ставропольском крае, Ярославской, Тульской, Пензенской, Саратовской и Новосибирской области.
Тверская область пока не входит в пилотные регионы, однако ГКООУ «Медновская санаторная школа-интернат» уже является официальной экспериментальной площадкой проекта «Киноуроки в школах России».
Из всех учреждений культуры Тверской области рекомендованы только 3 тверских театра: Тверской государственный областной театр юного зрителя, Тверской государственный театр кукол, Тверской областной академический театр драмы. Ни один из музеев нашего региона в рекомендательный список не вошел.
Почему с ранних лет наших детей нужно принуждать к искусству? Зачем контролировать все действия? Долго мы ещё будет страдать от инициатив горе-чиновников?
Посмотрим, что получится из всего этого…
Читать на tgnews.ru