Один из любимейших фильмов нескольких поколений мальчишек (да, пожалуй, и многих девочек тоже). Фильм, с которого у многих и многих началась любовь к лошадям, и практически первый – о лошадях в целом. В основу части сценария положены реальные события, происходившие в Карачаевском крае: сотрудники конезавода спасли в 1942-м году уникальный генофонд знаменитых кабардинских и карачаевских пород.
Сюжет фильма "Смелые люди" (1950)
События начинаются в 1937 году, когда на конезаводе только что родившийся жеребенок остался сиротой – его мать, племенная кобыла Ясная, умерла, едва ожеребившись. Васе Говорухину (Сергей Гурзо) поручают малыша, и, спасая его, Василий крепко привязывается к коню, названному Буяном.
Помощь Васе оказывают Константин Сергеевич Воронов, старший тренер конезавода (Алексей Грибов) и его внучка Надя (Тамара Чернова), которой Говорухин симпатизирует.
Выросший Буян не посрамил породу – он не только красив, но обладает всеми качествами будущего чемпиона. Однако тренеру конезавода Вадиму Белецкому (Олег Солюс) не удается объездить коня, тот упорно сбрасывает седока.
Исхлестав жеребца кнутом, Белецкий добивается только одного – Буян убегает в степь. Вернув коня, Говорухин обвиняет Белецкого в непрофессионализме.
Отныне Вася сам будет работать с Буяном, под руководством Воронова готовя его к спортивной карьере. Тайные тренировки приносят результат – вскоре Буян побеждает на соревнованиях и становится чемпионом.
Но все планы рушит начавшаяся война. Вася вместе с работниками конезавода эвакуирует лошадей, а Воронов вместе с Надей остаются под оккупацией, чтобы стать членами антифашистского подполья…
Конечно, я бы мог не расписывать канву сюжета: конечно, большинство тех, кто вырос в СССР, фильм видели. Но, если вдруг вы почему-то пропустили его, то спешите наверстать упущенное – «Смелые люди» стоят того, чтобы посмотреть.
О фильме "Смелые люди"
К слову, фильм стал лидером проката в 1950-м году, его посмотрели 41.2 миллиона зрителей. Более того – если ограничиться периодом до середины 50-х, то «Смелые люди» займут второе место по посещаемости, уступив лишь /частично/ «Молодой гвардии» (42.4 – первая серия, но вторая – 36.7).
Серединой 50-х я ограничился из-за взрывного роста кинотеатров в 50-х. Так, если в 1951 году в СССР было 42 тысячи мест кинопоказов, то к 60-му году их количество увеличилось до 103387. Естественно, что и зрителей стало больше.
Полагаю, поклонники «Смелых людей» знают, что это – один из первых советских фильмов жанра «вестерн» (точнее – его аналога на собственном материале, позже получившего название «истерн»).
Сценарий для него был написан по личному заказу Сталина, посетовавшему на отсутствие в советском кино остросюжетных историй «люди-лошади» (т.е., условно «ковбойских»). Сценаристы - Михаил Вольпин и Николай Эрдман, имевшие в «послужном списке», среди прочего, сценарий к хиту 30-х «Волга, Волга». Режиссёр – Константин Юдин.
Любопытная история связана с Олегом Потоцким, исполнившим эпизодическую роль Коли Девяткина, друга Васи. Во время съемок Олег предложил Юдину немного изменить сценарий – уж слишком хорошо всё оборачивалось для положительных героев, чьей-то смерти не хватало. И Потоцкий решил «пожертвовать» своим героем.
Фильм мог бы и не состояться, так как первые отснятые материалы были забракованы Иваном Большаковым, министром по делам кинематографии. Только вмешательство авторитетных кинематографистов позволило Юдину продолжать съемки, в противном случае его бы заменил Сергей Юткевич и… еще неизвестно – что бы получилось. Юткевич, конечно, талантливый режиссер, но с совершенно иной стилистикой.
И, наконец, отмечу, что исполнитель главной роли Сергей Гурзо абсолютно все трюки выполнял сам, без дублеров и каскадеров.