В предыдущей статья я начала тему "МЕЛЛОТРОН"
О Гарри Чемберлине более точные сведения.
Гарри Чемберлин (30е годы)
В 1946 он сконструировал первую в мире электро-механическую драм-машину (устройство для воспроизведения звуков ударных инструментов, позже похожие устройства назывались ритм-боксами) на основе т.н. «магнитных петель». В корпус аппарата были встроены 15 лентопротяжных механизмов, заряженных лентами с записями барабанов и перкуссии, проигрываемых по кругу с возможностью изменения скорости проигрывания. Посредством панели управления можно было заранее выбрать инструментарий, ритм, темп, тон и порядок звучания ударных. По словам Ричарда, сына Гарри, аппарат был придуман для развлечения, так как малолетний Ричард очень любил звук барабана (а кто ж его не любит в нежном возрасте – у маленьких дятлов голова не болит).
Ритм-бокс от Гарри Чемберлина - "Rhythmate"
Продолжив изыскания в этом направлении, к началу 50х (разные источники называют разные годы – 1948, 1949 и 1951) Гарри придумал собственно свой «чемберлин».
Внешне аппарат представлял собой некое подобие пианино с коротким и срезанным сверху корпусом, без педалей, и с меньшим количеством клавиш – 35 (21 белая и 14 «диезов-бемолей»). Начинен же был аппарат кучей «мини-магнитофонов» - лентопротяжных механизмов со считывающими головками, а также «теплыми ламповыми» предусилителями и усилителем мощности.
Первая долговременно-работоспособная модель - «200» - появилась в 1952.
Модель "Чемберлин-200"
Семья Чемберлинов на фоне разработок Гарри: папа и сын Ричард представляют Music Master 450, а мама Лоретта рекламирует Music Master 600
В модели «Music Master 600/660» (1961) количество летнтопротяг достигло 70, и магнитных голов, соответственно, того же количества. Модель имела 2 клавиатуры по 35 клавиш. Одна клава предназначалась для ритм-секции и аккомпанимента, вторая – для солирующих инструментов. Аппарат имел 2 встроенных в переднюю часть корпуса динамика.
Music Master 600/660 - с него был скопирован первый меллотрон
Принцип работы прост, как все гениальное. Лентопротяги левой клавиатуры (предназначенной для ритм-секции и оркестрового аккомпанемента) были заряжены ленточными петлями. При нажатии на клавишу начиналось проигрывание петли до того момента, пока клавиша не нажималась повторно. В правой клавиатуре, со звуками солирующих инструментов, лента не образовывала петли, а проигрывала одну ноту до момента отпускания клавиши (максимум - чуть более 8 секунд). При нажатии на клавишу этой клавиатуры, звук проигрывался, при отпускании - лента перематывалась в исходное состояние. При одновременном нажатии любых клавиш обеих клавиатур, микшировались все звуки этих клавиш. Длина магнитной петли по окружности - около 1 метра. Длина одной ленты-ноты с одним звуком-инструментом – около 1,8 метра, скорость воспроизведения – 19,05 см/с. В чемберлинах, начиная с модели «400/450» (примерно 1959), использовалась нестандартная магнитная лента (ширина 3/8 дюйма, 3 дорожки). Исследователи считают, что применение нестандартной ленты было продиктовано желанием обезопасить создателя чемберлина от несанкционированной записи музыкантами своих лент для использования в механизме. Аппарат имел специальный переключатель, при использовании которого магнитная головка смещалась на другую дорожку ленты, и из инструмента можно было извлечь звук из набора других инструментов (грубо говоря, сыграть, например, на флейте вместо скрипки).
Оригиналы звуков нот для чемберлина изначально были записаны профессиональными музыкантами из оркестра Лоуренса Вэлка. Именно тогда был впервые записан знаменитый звук «три скрипки», ставший впоследствии визитной карточкой всех чемберлинов и меллотронов. Имена музыкантов, исполнивших звуки, доподлинно неизвестны.
Лоуренс Вэлк. Музыканты его оркестра записывали звуки для чемберлинов (впоследствии большее количество этих звуков перекочевало в меллотроны)
С этим, кстати, связан скандал середины 50х, когда Федерация музыкантов США попыталась в судебном порядке запретить продажу чемберлинов, вменяя фирме Гарри иск в нарушении смежных прав, и считая, что со временем чемберлин полностью заменит все оркестры, а музыканты останутся без работы. Иск был оставлен без удовлетворения, и, как оказалось позже, не зря – ни чемберлины, ни меллотроны, ни даже пришедшие им на смену цифровые сэмплеры, полифонические синтезаторы и музыкальные компьютеры, в полной мере заменить живых музыкантов не смогли.
Уже в начале 50х Чемберлин начал продавать свои аппараты. Стоил чемберлин около $4000 – по тем благословенным временам, весьма и весьма недешево (годовой заработок среднего гражданина). При этом выяснилось, однако, что механическая конструкция весьма ненадежна: при частом использовании возвратные резинки лопались; магнитные головки были не из одной серии, а поэтому звуки соседних клавиш могли существенно отличаться по качеству; прижимные ролики, изготовленные из мягкого каучука, часто «съедали» ленту; система иногда выдавала сбои из-за слишком тесного расположения механизмов, проигрывая не тот звук; и т.д. Но, худо-бедно, около сотни чемберлинов разошлись по Америке до начала 60х.
Вэлк и иные небедные товарищи предлагали Чемберлину вложиться в его бизнес, доведя аппарат до совершенства, но Гарри пытался выплыть сам.
В начале 60х в качестве мойщика окон в фирму Чемберлина был принят некто Уильям Фрэнсен. Помимо прочих достоинств, он был еще и неплохим аферистом. Не разглядев во Фрэнсене этого потрясающего качества, Чемберлин в 1962 доверил ему продажу чемберлинов. Продажи резко возросли, и Гарри поручил Фрэнсену также найти производителя, который обеспечивал бы постоянные поставки абсолютно идентичных по параметрам магнитных головок (по другой версии, Фрэнсен утаивал часть выручки с продаж, и Чемберлин пригрозил ему увольнением). Так или иначе, но через несколько месяцев Фрэнсен исчез, причем вместе с двумя только что изготовленными моделями чемберлинов, и (по наиболее криминальной версии) взятой в аренду моторной яхтой, а всплыл в Европе. Один инструмент он просто загнал в Италии, нежась на солнышке Средиземноморья (а в конечном итоге этот чемберлин был перекуплен английской студией); второй привез в Британию инженерам из фирмы Bradmatic Ltd (владельцы – братья Бредли; старший брат Лесли – управляющий директор), старательно удалив с него все упоминания о чемберлине, и назвал чудо техники просто и скромно - «фрэнсен-мьюзик-трон». Новые компаньоны предложили откат за изобретение и переименование в более благозвучную форму; Фрэнсена сумма устроила, и он остался работать в новой фирме в качестве коммивояжера. Была образована дочерняя компания Streetly Electronics, занимавшаяся производством меллотронов в Европе, и еще одна «дочка» - Mellotronics Ltd, занимавшаяся записью лент и реализацией меллотронов.
Билл Фрэнсен (слева) и Лес Брэдли
Так миру явился первый меллотрон – модель «Mark I», по сути – абсолютно тот же «Chamberlain Music Master 600» образца 1961 года, запущенный в серию британцами, причем с набором магнитных звуков, записанных фирмой Чемберлина. Из новшеств в Mark I присутствовали только возвратные металлические пружины, заменившие резинки, и более качественные прижимные ролики и магнитные головки. Впрочем, практически сразу констукция «чемберлина-меллотрона» была существенно доработана. Собственно, Mark I в оригинале было продано только несколько экземпляров; остальные устройства, даже уже готовые к продаже, впоследствии были разобраны и переоборудованы, включая новые (дополнительно к уже известным) наборы звуков и возможность замены одних звуков на другие; убраны лишние педали. Стоило тогда это чудо копировально-изобретательской мысли примерно 1000 фунтов.
Слухи о «британских чемберлинах» дошли до создателя оригинала только в 1965, когда меллотроны уже использовались некоторыми британскими музыкантами (по другой версии, Гарри увидел меллотрон на международной музыкальной выставке в Нью-Йорке). Чемберлин пересек океан, вызвал на нелицеприятную беседу Фрэнсена, и договорился с руководством Bradmatic Ltd о выплате комиссии за продажу каждого экземпляра меллотрона (комиссия уже в следующем году была заменена единовременной выплатой в 32 тыс. фунтов, весьма внушительной суммой на то время). Кроме того, была оговорена «разграничительная линия»: чемберлины, согласно договору, могли продаваться только на американском континенте, а меллотроны – только в Евразии. Впрочем, уже в конце 60х этот договор, из-за юридических неточностей в нем, был практически денонсирован, и меллотроны производились и продавались и в Америке, причем реализация их шла более успешно, чем чемберлинов (как инструментов более качественных): например, The Beach Boys и Стиви Уандер заменили в своем инструментальном арсенале чемберлин на меллотрон.
Ну а Фрэнсен был изгнан с работы ссаными тряпками, и следы его, по-видимому, где-то потерялись.
Между тем, в 1964 году, еще до вояжа Чемберлина в Британию, появилась модель Mark II, в которой было применено новшество: магнитная головка могла, с помощью манипуляций на панели управления, помещаться между двух дорожек записи, смешивая звуки инструментов при нажатии на единственную клавишу. С помощью специального переключателя можно было также менять тональность извлекаемых звуков. Был встроен пружинный ревербератор. Весил этот монстр более 150 кг, а с дополнительными устройствами и усиленным корпусом по спецзаказу – до 2 центнеров. Стоил Mark II чуть дороже Mark I (в начале продаж - 1100 фунтов).
Меллотрон Mark II - усовершенствованная модель
В дальнейшем появилось еще несколько «специальных» моделей – для использования на ТВ и радио, для баров и клубов, упрощенный вариант для домашнего использования. В некоторых моделях получила применение 4х-дорожечная лента вместо стандартной для чемберлинов и меллотронов 3х-дорожечной; это увеличивало функциональные возможности, но требовало особых навыков при игре на инструменте; кроме того, в таких аппаратах гораздо быстрее изнашивалась механика. В некоторых моделях были применены магнитофонные кассеты с «банком данных» - заранее записанными фрагментами музыкальных композиций и различных шумов, с поиском по паузам между ними.
FX Console (1965). Эта штука была разработана по заказам британских радиовещателей, и оснащена магнитным банком немузыкальных звуков (звуки природы, технические шумы, "голоса" животных) на отдельном лентопротяжном механизме. Цена - около 1500 фунтов.
Модель "M 300" (1968) - от остальных собратьев внешне отличалась количеством клавиш - не 35 и не 70, а 52. Чтобы облегчить инструмент, из констукции выкинули динамики и прменили некототорые новые технологии, а также сократили количество проигрываемых звуков. Эта "промежуточная" модель, хоть и была выпущена "для домашнего пользования", особо не пользовалась спросом - за все время было продано не более 50 экземпляров, главным образом - из-за массы (более центнера). Цена - чуть менее 800 фунтов.
Самой же массовой является модель меллотрона M 400, разработанная в 1969 и пущенная в серию годом позже. Большинство этих меллотронов изготовлено в белом цвете корпуса (модная фишка – в те времена в Британии ненадолго пришла мода на белую мебель). Весил этот аппарат около 60 кг (без спец-устройств), а стоил в момент начала продаж примерно 500 фунтов, причем почти четверть этой стоимости составляла цена набора звуков. Отличительная особенность этой модели – возможность замены не каждой ленты поодиночке, а сразу всех лент в одной специальной кассете. Таким образом, трудоемкий процесс замены лент (нужно было разобрать пол-меллотрона) весьма упрощался, и заменить набор звуков теперь можно было прямо во время концерта. Впрочем, для небогатых лабухов эта процедура вряд ли была доступна, ибо каждая дополнительная кассета со звуками стоила чуть более 100 фунтов, а за эти деньги тогда можно было шикарно прожить месяц, практически ни в чем себе не отказывая. Из конструкции напрочь убрали динамики и вторую клаву (поскольку она почти никогда и никем не использовалась по назначению), заново переписали звуки. Кроме струнных (оркестровые и сольные скрипки, альты, виолончели и т.д.) и духовых (саксы, трубы, тромбоны, флейты, горны и пр.), в наборы лент входили гитары, одноголосые синтезаторы, хоры, голоса солистов, перкуссия и прочее. Можно было записать все, что нужно, направить в адрес фирмы-изготовителя, и получить в ответ за определенное бабло соответствующую ленту для кассеты.
Меллотрон M400 - самая известная и распространенная модель
Эта модель известна еще и тем, что один ее экземпляр был изготовлен по заказу левши - Пола Маккартни. Другой экс-Битл – Джон – пользовал стандартный экземпляр, Джорджу больше нравился муг-синтезатор, а Ринго было пофиг, он барабанил.
Вообще, к середине 70х только очень бедные прог- и арт-рокеры не обзавелись моделью M 400.
Собственно, на этом можно закончить. Все остальные модели – как меллотронов в Европе, так и чемберлинов в Америке (Гарри тоже что-то разрабатывал и продавал все это время) – широкой популярностью не пользовались.
Трудно найти какую-нибудь рок-банду, которая хотя бы иногда не пользовала бы меллотрон в своих записях и/или в гастрольных турах. Особенно полюбили инструмент прог- и арт-рокеры. Звук меллотрона можно услышать у The Beatles, The Rolling Stones, The Zombies, The Moody Blues, Bee Gees, Pink Floyd, Procol Harum, Led Zeppelin, Deep Purple, Yes, Genesis, King Crimson, Black Sabbath, ELP, Tangerine Dream, Rush, Alan Parsons Project, Nazareth, Дэвида Боуи, Элвиса Костелло, Билли Джоэла, Манфреда Мэнна и массы иных неназванных здесь товарищей, в том числе со всемирно известными именами.
Джон Леннон и Майк Пиндер (The Moody Blues)
Роберт Фрипп (King Crimson) и Рик Уэйкман (Yes)
Брайан Джонс (The Rolling Stones)
Классическими примерами песенок, записанных с применением меллотрона, считаются:
The Beatles – Strawberry Fields Forever (Пол играет вступление, похожее на искаженный звук флейты; Джон – ту же флейту в самом конце)