8 сентября в КЧР выбирали депутатов в Народное собрание и муниципальные советы. Кампания прошла без интриги: и в республиканском парламенте, и на местах ведущие позиции заняли представители партии власти.
Отсекли конкурентов
Выборы в республиканский парламент в этот раз полностью проходили по пропорциональной системе, то есть избирали лишь партийцев. Пятипроцентный порог преодолели 6 партий. Впервые ряды членов Народного собрания КЧР пополнили представители «Гражданской платформы».
Как сообщили в республиканском избиркоме, самой многочисленной стала фракция «Единой России» с 34 мандатами из 50 (65,04%). Разумеется, немалую роль в этом доминировании сыграл административный ресурс: список партии власти возглавил глава республики Рашид Темрезов.
Впрочем, как отмечают эксперты, результаты у единороссов в этот раз несколько хуже, чем 5 лет назад. В 2014 году на выборах в Народное собрание КЧР представители партии набрали на 8% больше голосов, нежели сейчас.
А вот коммунистам, занявшим второе место в Народном собрании по количеству мандатов, удалось на 3% улучшить показатели 2014 года, хотя им пришлось нелегко. Единственный за всю предвыборную кампанию скандал был связан с ними и их главными конкурентами на политическом поле.
В июле Верховный суд республики отменил регистрацию КПРФ по заявлению «Патриотов России», которые якобы нашли технические ошибки в поданных коммунистами в региональный избирком документах. Но Верховный суд РФ отменил это решение и вернул КПРФ в списки кандидатов. В региональном парламенте членам КПРФ на сей раз досталось 6 кресел, по 3 получили справороссы и члены партии «Патриоты России».
Слугам народа от еще 2 партий, ЛДПР и «Гражданской платформы», досталось по 2 мандата.
Ни единой жалобы ни во время голосования, ни после него в избиркоме КЧР не зарегистрировали.
Явка была высокой: в голосовании приняли участие 203 612 избирателей (69,07%). Впрочем, как ранее сообщал «Кавказ Пост», возможных конкурентов партии власти отсекли от выборов еще задолго до них.
К примеру, не пробились в парламент республики «Партия возрождения России» и «Партия пенсионеров». И это несмотря на высокую электоральную поддержку населения этих партий.
Подобное, как говорят эксперты, происходит в республике не впервые: 5 лет назад на выборах из борьбы за мандаты в парламент КЧР досрочно выбыло 11 партий.
Покорное большинство
Также в единый день голосования в 9 муниципальных районах Карачаево-Черкесии избирали депутатов советов муниципальных районов и сельсоветов.
И здесь на политическом фронте - тишь да гладь.
Лишь в Коста-Хетагуровском сельском совете члены партии власти получили меньше мандатов, чем представители других партий и самовыдвиженцы, - всего 3. А вот за самовыдвиженцев местные жители отдали 7 голосов.
В остальных же районах и сельских советах единороссам удалось значительно опередить соперников и заручиться 138 мандатами. «Урожай» представителей других партий куда скромнее. Так, ближайшим соперникам единороссов, справороссам и коммунистам, пришлось довольствовааться на местах только по 17 и 15 депутатскими «путевками». Также в 7 сельских поселениях и Усть-Джегуте прошли дополнительные выборы.
Лишь в Грушкинском сельском поселении единственный мандат местные жители отдали представителю КПРФ, а не членам «Единой России». В остальных местах мандаты достались единороссам.
Елена Панкова