Данная заметка может быть полезна для тех, кто выезжает за границу.
В начале Первой мировой войны Ленин оказался в смертельной ловушке, выход из которой у него был только через подтверждение того, что он ярый "пораженец" - так называли тех, кто выступал за поражение России.
Кто-то вспомнит, что и до войны Ленин выступал за поражение самодержавия. Верно. И не он один. За поражение своих правительств выступало подавляющее большинство не только российских (что для них было традицией еще со времен русско-японской войны), но и зарубежных социал-демократов (так называлось политическое течение, к которому тогда принадлежал Ленин).
Социал-демократы считали, что через поражения их собственных правительств "мировая бойня" должна перерасти в мировую революцию. Под этим они подписались еще в 1907 году на Штутгарском конгрессе 2-го Интернационала, собиравшемся в связи с угрозой перерастания очередного конфликта на Балканах в мировую войну. Потом социал-демократы подтвердили свою "пораженческую" позицию в 1912 году на социалистической конференции в швейцарском Базеле.
Однако в августе 1914, когда началась Первая мировая война, большинство социалистических лидеров поддержали свои правительства. Но Ленин и возглавляемые им большевики были среди тех, кто продолжал выступать за поражение.
Казалось бы, есть повод для восхищения такой принципиальностью. Если бы не обстоятельства, в которых в самом начале Первой мировой войны оказался будущий вождь мирового пролетариата.
Дело в том, что он в то время проживал со своей супругой и больной тещей на территории Австро-Венгрии, недалеко от Кракова, откуда осуществлял подрывную деятельность против самодержавия, пытаясь создать в промышленных районах России сеть подпольных большевистских комитетов, занимающихся антиправительственной агитацией и пропагандой. Однако после объявления Австро-Венгрией войны России, это не спасло Ленина от обвинений в том, что он... "русский шпион".
Ленин был задержан и помещен в австрийскую тюрьму. На него завели дело по шпионажу, которое могло закончиться расстрельным приговором (и тогда вождем мирового пролетариата стал бы кто-то другой). Но в тюрьме он провел всего 12 дней, после чего был освобожден.
Подробнее об этом я рассказал в своей заметке "Ленин - русский шпион". Но вот о чем я не рассказывал, так это о том, что Ленин, находясь в тюрьме под следствием, встречался с корреспондентом краковской социал-демократической газеты "Naprzód " ("Вперед"). Итогом этой встречи стала заметка, опубликованная там под названием "О деле русской революции". Ее перевод я нашел на телеграмм канале "Историк Дюков":
"Наш корреспондент имел возможность пообщаться с вождем самого влиятельного и революционного течения в Российской социалистической демократии ("большевиков"), находящимся за пределами России.
Внезапное начало войны отрезало его от страны, и в настоящее время у него нет сношений с российскими партийными организаторами в стране. У него также нет подробностей о происшествиях в Одессе и революционных боях на Кавказе. Но он хорошо знает революционные настроения русских рабочих масс последнего времени и убежден, что никакие шовинистические "славянские настроения" не дойдут до этих масс; панславистская идеология, сербофильский сентиментализм останутся для них чуждыми и лицемерными.
На начало войны надежно ответят революцинном взрывом. Настроения для царизма грозные. Достаточно вспомнить летние революционные стачки, особенно в Петербурге, который, вероятно, будет лидировать в революционном движении.
Скорее всего революционный взрыв произойдет чуть позже, после крупных поражений. Рабочие-резервисты должны иметь время, чтобы установить связи между собой, найти общий язык в армии с крестьянами. Партия, вероятно, бросит, как в 1905 году, лозунг создания "ротных комитетов" в армии. Без армии более серьезное движение будет крайне затруднено. Работа будет облегчена, тем, что война ведется в Польше и на Украине; влияние на армию будет облегчено.
Кадеты? Их позиция в настоящее время неизвестна, рассказал нашему корреспонденту российский товарищ. Мне говорили, что выпуск "Речи", как оппозиционного органа, правительство приостановило и только позже, по заступничеству влиятельных литераторов, разрешило снова издавать газету ценой (как мне говорили) какого-то заявления или кадетского манифеста, одобряющего начало войны!"
Интересно, что за несколько месяцев до этой публикации в одной из своих работ Владимир Ильич охарактеризовал "Naprzód ", как
очень плохой и вовсе не марксистский орган
Ленин, ПСС, т. 25, с. 290
То есть при любых других условиях, он вряд ли бы согласился на подобную публикацию в этом "очень плохом и вовсе не марксистском органе". Но, как сказал летчик из культовой комедии "Русская охота" о корове, вставшей на шпагат в открытом бомболюке — "Жить захочешь — и не так раскорячишься". Ведь за шпионаж, в котором обвиняли Ленина, в Австро-Венгрии полагалась смертная казнь. И никто его, как советского разведчика Абеля, на австрийского шпиона менять бы не стал. Тем более, что на тот момент таких шпионов, насколько мне известно, российской контрразведкой задержано не было.
Однако для нас здесь важнее два других момента:
1. Содержание этого интервью полностью соответствовало целям австрийской военной пропаганды, убеждавшей свое население в неизбежности победы над Россией.
2. Эта публикация отрезала Ленину возможность по примеру большинства других социал-демократов перейти из "пораженцев" в "оборонцы", то есть стать сторонником победы правительства своей страны.
При этом Ленин безусловно понимал, что мировую войну развязала не Россия, а Германия. Вырвавшись из Австро-Венгрии в нейтральную Швейцарию, он написал:
Немецкая буржуазия, распространяя сказки об оборонительной войне с её стороны, на деле выбрала наиболее удобный, с её точки зрения, момент для войны, используя свои последние усовершенствования в военной технике и предупреждая новые вооружения, уже намеченные и предрешённые Россией и Францией.
Ленин В. И. ПСС, 5-е изд. — Т. 26. — С. 16
Подробнее об этом можно прочитать в моей заметке Кто начал Первую мировую войну.
Тема о пребывании Ленина в Австро-Венгрии на этом не исчерпывается. Ее продолжение - в следующих публикациях.