Найти тему
Колесо обозрения

Слабоумие и отвага, или как американцы потеряли секретный военный приказ, завернув в него сигары

Вторая половина XIX века была для еще недавних британских колоний, а теперь свободных государств под названием США, довольно непростым испытанием. В частности, этот период охарактеризовался гражданской войной "севера" и юга". Ой, мы сейчас не будем рассуждать о том, что они там между собой не поделили, и какую роль в этой всей вакханалии играет попытка отмены рабства. Это тема для отдельного разговора, как-нибудь в другой раз. Сегодняшняя наша тема - разгильдяйство и глупость, слабоумие и отвага, или как вопиющая безответственность и потерянный приказ, определили ход крупного сражения.

На дворе стоял 1862 год. Гражданская война в Северной Америке шла уже второй год. По факту, США были разделены на два крупных противоборствующих лагеря, один из которых считал себя теми самыми США, которые и были изначально, а другой именовал себя не Соединенными, но Конфедеративными Штатами Америки. Правда от того что они первое слово поменяли, американцами то быть не перестали. А американцев как известно хлебом не корми, дай только пафосу побольше нагнать, да символизма всяческого, со всеми атрибутами, званиями, да регалиями. Вот и не успели КША объявить о своем вылуплении, как сразу же давай создавать "органы государственной власти", со своими знаменами, воинскими формированиями и генералами. Ну куда же без них?

И был среди этих самых генералов некто Роберт Ли. Нет, не китаец. И не предок Брюса Ли, что к слову не делает его менее интересным персонажем. Как и настоящий, классический американский военный супергерой, Ли закончил Вест-Пойнт - академия такая, по производству офицеров армии США, выпускники которой так гордятся своей к ней принадлежностью, что лопаются по швам, повоевал в американо-мексиканской войне, неся демократию мучачосам, которые подобру-поздорову не хотели делиться с американцами своими землями, а потом вернулся в свой родной Вест-Пойнт, где два года успел побыть его самым главным отцом-командиром.

Однако с началом войны "севера" против "юга", горячий американский патриот и супергерой Роберт Ли, вдруг решает, что он больше не патриот, увольняется из армии США и бежит к конфедератам. Те, наверное, конечно удивились, но решили, что боевой опыт Ли им тоже пригодится и назначили его сначала главнокомандующим армии штата Вирджиния, а после - военным советником президента Конфедерации. Все же чудные эти американцы. И главнокомандующие армий отдельных штатов у них были, и чего только не было. В общем каждый суслик в поле агроном. Главное больше пафоса и регалий, а то не будет победы.

Правда видимо все же южане недостаточно пафоса нагнали и значками себя слишком в малом количестве увешали, раз проиграли в итоге эту войну. А может быть это случилось потому что у них не было Вест-Пойнта. Но за то у них был его выпускник и бывший самый главный-преглавный начальник - Ли. Тот, к его чести, и впрямь показал себя как толковый командир и в самые трудные для конфедерации времена, не только сумел обернуть поражения в победы, но и даже перенес театр боевых действий на территорию противника. И может быть сейчас бы на месте США была страна с другим названием. Но тут вдруг то-то пошло не так.

Во время Мерилендской кампании, хитрый Ли решил перехитрить своих вчерашних собратьев по племени и оружию, и изобрел одну какую-то очевидно очень хитрую тактику. Сообразив в уме, как и что должно быть, кто куда должен идти и как в честном бою заслужить победу на благо ставших вдруг родными КША, Роберт Ли (чуть не написал Брюс), разделили верные ему силы на три части, у каждой из которых была очень важная миссия. Пока две части вооруженных сил должны были захватить стратегические укрепленные точки Бунсборо и Хагерстаун, третья, под командованием конфедеративного генерала Джексона, в планах Ли, победоносно шла в сторону Харперс-Ферри, где радостно размахивая флагом, обезоруживала федеральный гарнизон, захватив трофейные орудия с боеприпасами и провиант.

Роберт Ли
Роберт Ли

Командующий был так доволен собой и своими идеями, что принялся, высунув на бок язык, расписывать дороги, по которым должны были идти солдаты, пути, направления движения и все остальное. Прям как есть - со стрелочками, черточками, пояснениями. В общем выдал на бумагу все свои планы от души. Видимо в Вест-Поинте им не рассказывали, что секретность необходима для победы. Ну или Ли думал что его враги читать не умеют. По крайней мере, как еще объяснить то, что произошло дальше?

А дальше, никак не озаботившийся хотя бы минимальным соблюдением тайны, генерал Ли, отдал свой план адъютанту, который усердно перерисовал его и разослал другим бесчисленным сусликам генералам, которые в огромных количествах агрономили на полях сражений. Дошла одна из таких копий и генералу Джексону, который собственно и должен был идти как мы помним на Харперс-Ферри. Нет, ну тут хотя бы логика присутствует, ведь ему действительно этот план был нужен. Но только вот что сделает нормальный генерал, получив сию секретную депешу? Прибьет её к столбу на базаре для всеобщего ознакомления? Конечно же нет. Он её внимательно изучит, примет к сведению, и никому об этом не расскажет. И уж тем более не будет размножать и отправлять далее по инстанциям. ну не ведутся так дела.

Однако мы то говорим про нормальных генералов. А к Джексону это видимо не относилось. Потому что, прочитав депешу от Ли, он или не понял, о чем она и решил спросить у друга, или понял, обрадовался и решил еще и порадовать окружающих. В общем он отдал её в свой штаб, чтобы там её скопировали и отправили командиру одной из его дивизий. Позже Джексон скажет, что там содержалась информация, в том числе важная для того самого командира, а потому он не нашел ничего лучше, кроме как вместо того чтобы довести до того касающуюся часть информации, выслал ему весь план целиком. Хорошо хоть в газете не опубликовал. А то мог бы додуматься.

Копия того самого приказа
Копия того самого приказа

И тут началось самое интересное. Верные штабисты Джексона, заточив перья и заправив чернильницы, ответственно перерисовали бумажку вместе со всеми схемами, как того и хотел их босс, и отправили куда должны были. Вы, наверное, сейчас удивитесь, но при всем том бардаке и веселье, оно даже дошло до адресата ни разу не потерявшись. Вы конечно спросите, в чем подвох. А подвох в том, что не только Джексон отправил ему копию приказа. То же самое сделали и в штабе самого Ли. Ну приказ же секретный, чего бы не сделать пару-тройку лишних копий, и не разослать как начальнику (Джексону), так и его подчиненному, которому как мы уже говорили можно было бы довести только то, что лично его касается? Может быть потому что мистер Хилл, так звали того самого подчиненного, тоже носил звание генерала? А вы сомневались?

Ну вторую копию у Хилла тоже получили, и видимо кто-то из его офицеров штаба (как же генерал, да без штаба) посчитал, что такое у них уже есть, а значит еще одного не надо, а пропадать ценной бумаге негоже, завернул в него селедку коробку с сигарами. И кто-то еще говорят, что это мы дескать, в России, разгильдяи и бардак у нас. Хорошо хоть табачку в него не завернули. Хотя уж лучше бы сделали именно это, так как то, что произошло дальше, вообще прямо праздник какой-то.

А дальше, в темпе собираясь исполнять депешу, они так обрадовались выпавшему шансу поучаствовать в секретной операции, что даже потеряли коробку с сигарами, завернутую в эту самую секретную писанину. Вот прям так как есть, со схемами, путями наступления, паролями, явками и всем прочим. Покурили называется сигарок. В общем не ту страну назвали Гондурасом.

Однако спешу успокоить моего дорого читателя. Сигары не пропали. Их нашли другие люди. Правда люди эти были из противоборствующего лагеря северян. Увидев во что завернута коробка, их командир, наверное очень обрадовался, и в отличии от южного генерала Джексона, понял о чем там говорится, даже без звонка другу, хотя Вест-Поинтов не заканчивал.

Генералы армии севера такую удивительную обертку внимательно изучили, и конечно они могли бы подумать, что это провокация и попытка обмануть их. Уж слишком все со стороны казалось до дикости странно. Такая бумага, да в качестве обертки. Однако все же почесав убеленные сединой головы, решили, что надо эту информацию использовать. И сломали все планы Ли. Вот он, наверное, удивился.

Теперь на месте где были обнаружены сигары, стоит мемориальная доска в честь этого события, а одна из копий приказа, хранится в архиве города Роли. Проигранная же Робертом Ли Мэрилендская кампания, стала началом конца для Конфедерации