Найти тему
Дмитрий Гаранин

Море дьявола в Тихом океане!?

К юго-востоку от Японии в Тихом океане располагается район, конкурирующий с Бермудским треугольником, называемый море Дьявола— так японские рыбаки окрестили тихоокеанские воды вокруг острова Миякедзима, расположенные в северной части Филиппинского моря.

На стыке 1970-х — 1980-х в акватории Моря дьявола погибло 24 судна. Наиболее трагичной оказалась зима 1980-1981 гг., когда в течение только 8 дней затонуло 6 кораблей. После этих катастроф японское правительство разрешило создать специальную комиссию и выделило 2,5 млн долларов на исследования. По рекомендации комиссии в «Море дьявола» установили метеорологические буи для сбора информации о погодных условиях и состоянии океана.

Анализ обстоятельств гибели 24 судов, о которых только что упоминалось, не дает практически никакой пищи, чтобы объяснить катастрофы таинственными причинами. Во всяком случае, причины гибели 21 судна, из которых большинство балкеры, известны достаточно точно. Двенадцать из них переломились, не выдержав штормовых волн, девять затонули из-за смещения груза во время жестоких штормов, и только три пропали бесследно.В этом море очень часто появляются волны убийцы. Они примерно образуются раз а 10000 лет! Но с этим морем что-то не то. И спутники показали что на данный момент во всем океане существует около 20 волн убийц. Их высота обычно является около 15 ти метров, но были случаи когда их высота достигала до 30 метров!

Как видим, главный виновник гибели судов — штормы. Особенно опасны сильные тропические циклоны — тайфуны, зарождающиеся в различных районах западной части Тихого океана, в Южно-Китайском море, у Марианских и Филиппинских островов. Траектории большинства из них проходят через «Море дьявола».

Надо сказать, что характер волнения в центре тайфуна наиболее опасен для судов, хотя внешние признаки — отсутствие ветра, почти безоблачное небо с легкой дымкой перистых облаков — действуют успокаивающе. В «глазе бури», расположенном вблизи берегов, мореплаватели нередко наблюдали тучи насекомых и множество птиц, занесенных в ловушку сильными ветрами.

В областях тайфуна, граничащих с пространством хорошей погоды, особенно в его передней половине, где ветер может быть и слабым и свежим, наблюдается моросящий дождь. С усилением ветра он переходит в сплошной ливень. Сила ветров увеличивается от периферии тайфуна по направлению к «глазу бури» в соответствии с увеличивающейся крутизной градиента давления

Часто, как показывают исследования, центр тайфуна не совпадает с центром ветровой циркуляции, смещаясь относительно его до 20 миль.

Волнение в зоне тайфуна, впрочем, как и любого тропического циклопа, переносится судами значительно тяжелее, чем волнение при штормах умеренных широт. Дело в том, что ветер в высоких и умеренных широтах обычно сохраняет свое направление на значительной акватории, тогда как в движущемся тайфуне он непрерывно меняет свое направление. Поэтому в умеренных и высоких широтах создаются сравнительно правильные волны, идущие с ветром, и судно может к ним приспособиться, а в тропических циклонах одновременно образуются волны, не совпадающие в данный момент с направлением ветра.

Северо-западная часть Тихого океана, в которую входит «Море дьявола», стоит на первом месте по количеству ежегодно проходящих по ней тайфунов. В отдельные годы наблюдалось до 38 тайфунов. Максимум тайфунной деятельности падает на июль-октябрь.

Тайфуны из области своего зарождения сначала перемещаются на запад, но большинство из них затем направляется па север, а после — на северо-восток, образуя параболу с вершиной, обращенной к западу. Средняя скорость перемещения тайфунов составляет 26 км/ч, однако она изменяется в широких пределах — от И до 50 км/ч. Эта сравнительно небольшая скорость движения тайфунов дает возможность судам с налаженной синоптической службой уклоняться от встречи с ними.

Встреча с тайфуном — всегда испытание для мореплавателей. Капитан теплохода «Леалотт», следовавшего из японского порта Кобе в Гонконг и встретившего 11 ноября 1959 г. в «Море дьявола» тайфун «Эмма», записал в отчете: «С вечера до 03.00 шторм достиг высшей силы. Поверхность моря с мостика уже не была видна из-за густой пелены брызг и пены, несущейся на уровне топов мачт. Приходилось управлять судном, наблюдая струи несомой ветром водяной пыли в слабом свете тоновых огней и стараясь иметь ветер на 2-3 румба позади правого траверса. Следуя за изменением ветра, изменяли постепенно курс по 10° влево…

… Судно описало дугу от запада через юго-запад до юго-востока за несколько часовАкватория «Моря дьявола» огромна — на ее востоке протягивается гирлянда вулканических островов Нампо и Марианских, а с запада ее ограничивают более крупные острова Рюкю и Филиппины.

Около Японских островов часто проходят суда, направляющиеся в порты Юго-Восточной Азии или в местные порты. Южнее океан пустынен, лишь иногда встречается японское рыболовное судно или суперлайнер, совершающий кругосветное плавание с обязательным посещением экзотических атоллов Полинезии. Вокруг — синяя однообразная океанская пустыня без оживляющих картину островков саргассовых водорослей.

Конечно же, радостно видеть на горизонте землю. Но приближаясь к островам Нампо, невольно испытываешь тревогу — в большинстве своем это скалистые неприступные утесы с белой иеной прибоя у подножия.

У многих из островов Нампо на подводных скалах разбилось немало судов и в прошлом и в нашем веке. Нередко эти суда, вернее их искореженные остовы, застрявшие в подводных скалах, служат ориентиром и упоминаются в лоции. Некоторые из них потерпели крушение в шторм, налетев на прибрежные рифы, а другие, ничего не подозревая,- в хорошую спокойную погоду. Дело в том, что у островов Нампо немало действующих вулканов.

Их извержение — явление грозное и впечатляющее: сопровождаясь глухими раскатами, над водой вздымается фонтан черного пепла и грунта. В воздухе за десять миль от фонтана разносится резкий насыщенный запах серы. Замечали, что если извержение происходило ночью, то на горизонте мог быть виден над океаном огненный столб. В результате извержений подводных вулканов на больших площадях до неузнаваемости меняется рельеф дна

Наверное, стоит сказать и о будущем. Предполагают, что в будущем столетии увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере и вызванное этим повышение средней температуры планеты сделают тропические циклоны более разрушительными. По модели, разработанной К. Эмануэлем из Массачусетского технологического института, сила тропических циклонов, рождающихся, например, в Филиппинском море, где температура воды возрастет на несколько градусов, увеличится на 50%.