Эту фразу я услышала у себя за спиной несколько лет назад. Люди любят улыбаться в лицо, а что они говорят за глаза, лучше не знать.
Что же побудило их задать этот вопрос? Все просто - я носила ранец дочери в школу всю начальную школу. Нет, не каждый день, но если мы добирались до школы вместе, то эту тяжесть несла я. Коллега посчитала, что я мешаю дочке становиться самостоятельной, слишком опекаю ее. Думаю, с этим многие согласятся. Особенно те, кто привык рубить с плеча, не вникая в суть. Не будешь же каждому встречному объяснять причину своих поступков. А ведь это так просто - не судить со своей колокольни, не вмешиваться в чужие дела! Сейчас я вспомнила об этом, потому что опять гурьба школьников каждый день перед глазами.
Почему же я носила вещи дочери до школы? Давайте разберемся, гиперопека это, или нет.
Все дети разные, и телосложение тоже не одинаковое. Есть дети-крепыши, кровь с молоком, как говорится. А есть с рождения слабые, прозрачные просто. И понятно, что отношение к ним другое. Вообще-то это очевидно.
Моя Ася пошла в школу как положено в 7 лет. Когда она села за школьную парту, ей нужно было не только подставку под ноги, но и стул повыше, чтобы парта находилась на нужном уровне. При этом ее маленький рост сочетался с астеническим телосложением. Такой она была с рождения. Соответственно, спина была слабая, чуть позже, в подростковом возрасте появилась сутулость. Думаю, многие согласятся, что осанка портится у большинства школьников, и тяжесть на спине играет в этом не последнюю роль.
Она пыталась заниматься гимнастикой, ее гибкость была достаточной, а в некоторых случаях и избыточной. Но в спортивной секции нужны не только гибкость, но и выносливость, чего как раз и не было. Позже на очередном медосмотре нам объяснили, что у нее врожденная недостаточность связочного аппарата. И любая чрезмерная нагрузка приводит к растяжению связок. Обычно связки восстанавливаются, а у нас нет, восстановление не происходит. Можно увидеть подобное на примере растянутой бельевой резинки. Она уже никогда не будет функционировать как новая.
Ну и как я могла позволить дочке носить тяжелый школьный ранец? Кто-нибудь из вас пытался взвесить то, что малыши каждые день таскают на своих плечах?
Именно малыши, потому что классе в 7 или 8 заметно пустеют ранцы школьников. Умные договариваются брать по половине учебников, а уставшие и ленивые рады, если тетрадь будет под рукой. Русский да математику возьмут, а остальное - необязательно. В зависимости от строгости учителя, скорее всего.
Стоит учесть, что дети кладут не только необходимое, но и забывают выложить ненужное, или берут с собой что-то очень важное для себя. Так пятиклашки на мои уроки приносили порой энциклопедии из дома, чтобы показать, какие они начитанные, и какие у них есть классные книжки. Было очень трогательно их рвение, но все же я их мягко ругала за такие подвиги, жалела их. Многие шли пешком довольно далеко, а кто-то стоял по-долгу на автобусной остановке, да еще и в транспорте часто приходится стоять.
И вот опять начался учебный год, и снова на детские плечи ложится груз школьных принадлежностей. Все думаю, неужели трудно перенять опыт продвинутых образовательных учреждений и поставить в холле или классах индивидуальные шкафчики? Старые школы не рассчитаны для этого, там просто места нет. Но ведь и в школах новой планировки в просторных рекреациях не увидишь такой роскоши. Конечно, нужно на каждого ученика два комплекта учебников - один дома, один в школе. Почему бы и нет? Что мешает оборудовать школы подобным образом?
Ну это, конечно, в том случае, если все будут заинтересованы в детях не на бумаге, а по-настоящему.
В общем, по-прежнему решать этот вопрос приходится родителям. Или нести самим ранец до школы, или позволить ребенку гробить свою спину в еще нежном возрасте.