Впереди идёт глашатай с рупором, за ним - целая процессия сборщиков дани с мешками, корзинами и ведрами. Это происходит каждое утро, и никого не обойдут стороной. И да, это не рассказ о стародавних временах, а самая что ни на есть современность.
Что за беспредел?
Монахи.
Буддистские монахи собирают подаяния.
Как же это делается?
Если Вы хоть раз были в Юго-Восточной Азии, точно видели лысых и порой босых людей в оранжевых, коричневых или бордовых одеяниях. И если днём они могут быть заняты самыми различными делами, то по утрам их главная обязанность - собирать подаяния. У каждого - шарообразный котелок, повязанный через плечо, и по обыкновению жители близлежащих деревень или городов преподносят им вареный рис, перекладывая его из своей посуды ложками в эту миску. При этом важно не задеть священнослужителя, его одежду или вещи - им запрещено касаться других людей, особенно строгий запрет в отношении женщин.
Казалось бы, почему не сварить рис на завтрак самим себе в монастыре? Но нет, это многовековая традиция, от которой отказываться никто не хочет - ни монахи, ни местные жители.
Мне посчастливилось поучаствовать в сборе подаяний вместе с монахами медитационного центра Thabarwa в Мьянме, где я была волонтёром. Опыт незабываемый!
Люди выходят из своих домов спозаранку, целыми семьями, как на праздник.
В качестве подношений многие дают только что приготовленную вегетарианскую пищу (с учетом того что сбор начинается примерно в 7 утра, получается, они встают ещё раньше специально для готовки!). Кто побогаче, соответственно, выносят больше и разнообразнее. Иногда это 5-килограммовые мешки риса, пакеты с выпечкой и сладостями, фруктами и какао. Иногда деньги. Жители самых бедных лачуг отдают единственное, что могут себе позволить - стакан риса. Бывает, что у них даже нет стакана - только старая консервная банка, которую малыш трогательно протягивает монаху для благословения.
Улыбаются все! Никто не считает это чем-то обременительным. Наоборот, сделать подношение - это благость и удовольствие, и в некоторых семьях эту почётную обязанность позволяют выполнить ребёнку, на его радость и чтоб привыкал делиться с детства.
С утра весь этот процесс так заряжает! Несмотря на проливной дождь, никто не прячется и не отлынивает.
У меня на душе было приятное тёплое ощущение Пасхи, когда дети ходят по улицам, кричат «Христос Воскрес!» и собирают крашеные яйца. Только здесь не дети, а взрослые, и повторяется не раз в год, а каждый день.
Но когда я начала рассказывать об этом знакомым, пошли вопросы типа «Побираетесь что ли?», «Дань/налог собираете?», «А вас за это не побьют?», и даже «А тебе не стыдно?».
Нет, не стыдно! Нисколечко. Можно назвать это налогом, данью, побором, чем угодно, но какая разница, если люди отдают с улыбкой? Тем более что собираешь ты всё это не себе в карман, а на пропитание монахов, медсестёр и больных, которых бесплатно содержат в лечебном центре.
И заодно понимаешь, откуда (среди прочих факторов) растут ноги азиатской щедрости. Они с детства воспитаны, что делиться - это хорошо. Делиться с улыбкой на лице - ещё лучше. Плюс ты можешь быть уверен, что едой будут накормлены те, кто действительно нуждается, а пожертвованные деньги монахами не будут растрачены направо-налево. При любой беде ты обратишься в храм и получишь ровно такую же помощь, какую сам оказывал ранее.
Во всех соседних странах здесь я видела «кормление монахов» даже в крупных городах - они ничего не требуют, ходят от дома к дому и стоят примерно минуту. Возможно, хозяин дома или магазина вынесет подаяние, если нет - никакого принуждения или выпрашивания, просто идёт дальше.
Отдавайте, друзья, и вернётся сторицей. Буду рада «стакану риса» в виде лайка к этой статье ☺️
И читайте больше о бирманцах: про страшные улыбки и про нежных беспризорников.