Найти тему
Плёнки и винил

Репетировал школьный ансамбль: приключения советского рок-меломана

Оглавление

Продолжаем публикацию воспоминаний провинциального поклонника зарубежного рока. Как в начале 70-х собирались самодеятельные школьные ансамбли, проходили концерты и конкурсы песен. Четвёртая часть. Первая здесь. Вторая здесь. Третья.

Первое выступление

В сентябре 1971 года школа, в которой я учился, приобрела ударную установку, совершенно неслыханную по тем временам вещь. В школе были также усилительная колонка «Электрон» и электрогитара Marma с одним звукоснимателем и джазовым звуком, полуакустическая такая красавица. Вся моральная атмосфера побуждала к тому, что в школе обязательно должен быть свой ансамбль. Так считала и директор школы Галина Николаевна, вовек ее не забуду! Именно благодаря её усилиям школа быстро превратилась в элитную. Возможно, нам помогли и лётчики (нашу школу опекало Сыктывкарское авиапредприятие, очень богатая в те времена контора).

Сыктывкарский аэропорт, конец 60-х.
Сыктывкарский аэропорт, конец 60-х.

Организовать ансамбль взялся Саша Савин, который годом раньше неплохо поиграл на соло-гитаре вместе с Александром Тюрниным («Тюлей») и Сергеем Поповым («Гуней»). Гуне родители купили электрогитару «Тоника», но с нами контактов практически не имел, если не считать одного эпизода, когда я купил у него магнитофонную катушку с записью Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Иметь свою электрогитару по тем временам было неслыханной роскошью. У Гуни, кстати, была отличная по тем временам коллекция аудиозаписей, водился и винил: фирменные грампластинки Creedence Clearwater Revival и многое другое.

-2

После пары-тройки репетиций определился окончательный состав группы: Александр Савин «Сава» (соло-гитара), Витя Осетров «Рыба» (бас-гитара), Владимир Мороков «Мора» (ритм-гитара). Играть на ударных пригласили Андрея Машковцева, который был уже довольно известным в этой ипостаси в Сыктывкаре. Он успел «постучать» летом с профессиональными музыкантами. Там его однажды прилюдно в микрофон объявили «сыктывкарским Ринго Старром».

Мы тщательно репетировали, играя инструментальные композиции, который предлагал Саша Савин. Я играл ритм на чехословацкой «Марме», а две другие наши электрогитары были самодельными. Витя Осетров играл на самодельном басу, струны были четыре верхние от обычной гитары. «Рыба» играл очень смешно, делая удары медиатором по струнам всего в одну сторону, снизу вверх как бы «ковырял». Зато никто из участников нашего ансамбля не разучивал так тщательно и до мелочей партии, которые необходимо было сыграть.

И вот наше первое выступление, в спортивном зале родной 14-й школы, куда пришли все преподаватели. Наше первое выступление увенчалось успехом: были в восторге как одноклассники, так и учителя, не ожидавшие от нас такого. Через неделю мы сыграли пару композиций в концертном зале Дома профсоюзов, потом несколько раз в школе, часто в классах.

Вечер физики в сыктывкарской школе №14, 1972 год.
Вечер физики в сыктывкарской школе №14, 1972 год.

«Что стоишь, качаясь»

Нас пригласили выступить на конкурсе Tutti в детскую музыкальную школу в декабре 1971 года. Для нас это было серьезным испытанием. Поставили условие: обязательно сыграть песню «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина» в своей аранжировке, ну а потом что-то свое. В наш состав тогда для усиления включили Алешу Лаврова играть на клавишах, он это делал великолепно. В качестве еще одного «усиления» с нами взялась выступить и учительница музыки из нашей школы. Помню, она была молодая, довольно красивая, внешне чем-то похожая на куклу. Высокая, «наштукатуренная» косметикой, смотрелась она очень эффектно! Ещё и журила меня за проблему перехода из одной тональности в другую, и была права. Дело было в том, что в тональности ре мажор петь «Толстого Карлсона» ей было низко, и она просила играть в ми мажоре, на тон выше.

Алеша Лавров и наш соло-гитарист Саша Савин быстро разобрались, каким будет вступление и что дальше мы будем играть в этой «Рябине». Мне надо было всего лишь четко сыграть партию ритм-гитары. Вторым номером, как я уже сказал, решили сыграть «Толстого Карлсона» (кавер Yellow River английской группы Christie, они с ней пробились на музыкальный социалистический фестиваль в польский Сопот в 1971 году). Пела наша учительница музыки.

Выступить на конкурсе приехали музыканты с мебельной фирмы «Север», но вышла незадача: все они были пьяные, что-то попробовали побренчать, но безуспешно. Это было вдвойне постыдно, поскольку музыкальная школа была детской. Тем не менее, ответственные за проведение конкурса сделали вид, что ничего не произошло, не знаю, сообщили или нет на фабрику про этот инцидент.

Жюри ожидал еще один эксцесс, связанный со следующим «выступлением». От имени школы №1 выступил Сергей Худяев, меломан, поклонник Маккартни. «Выступал», посадив за ударную установку младшего брата, пятиклассника. Сначала что-то то ли мычал, то ли блеял, под барабанную дробь братца, а потом вдруг сорвался в «забой» и начал орать, играя какие-то аккорды на гитаре. Сейчас такой тип пения называют то ли скримом, то ли гроулом. Зрители и жюри оказались в лёгком шоке. Выкинул Серёжа фортель.

В конкурсе участвовал ансамбль из ресторана «Вычегда» под руководством великолепного виртуоза-гитариста Киселёва. Выступили профессионалы, великолепно сыграли и «Рябину», а потом уже другие очень сложные джазовые вариации. Киселёв потом передал прямо в руки Саше Савину свою «Торнаду», показал, какие клавиши на ней надо переключать, так что Саша играл на ней во время нашего выступления. Я в своей жизни больше не помню подобного, чтобы матерый музыкант вот так запросто дал свой инструмент в руки старшекласснику, да еще его и подбодрил, давай, парень, зажигай!

Мы хорошо сыграли обе композиции, и жюри присудило нам победу. Конечно же, ощущения были незабываемые. Рейтинг ансамбля в школе резко пошёл в гору. Нас полюбили десятиклассники, и мы с удовольствием для них играли. Зима в тот год была морозной, но в наших молодых душах было более, чем горячо. Нам удавалось подогревать их своими гитарами. Фантастическое было время…

Сыктывкар зимой
Сыктывкар зимой

Продолжаем играть

Саша Савин настоял на том, чтобы я тоже учился играть соло. Сказал, что ему тяжело всё время играть соло и вообще, в ансамбле должна быть какая-то взаимозаменяемость – мало ли, кто-то не сможет прийти. Вот здесь он оказался прав: танцевальный вечер под живую гитарную музыку не может сорваться из-за того, что вместо трех гитаристов, к примеру, явились только двое. Мне пришлось проверить свой характер на прочность: упорно учиться игре на гитаре, осваивать новые и более сложные приёмы и пассажи. Мои подчас просто героические усилия (играл по ночам на кухне, глушил звук струн поролоновой прокладкой) дали результаты: к моменту окончания школы я играл на соло не хуже Саши Савина. Мы разучили несколько композиций, в которых партии соло-гитары играл уже я. Попутно я подобрал очень многое из Creedence Clearwater Revival, кое-что из Rolling Stones, причем еще и пел все это с хорошим английским произношением – все-таки учился в языковой школе.

Роллинг стоунз на концерте в 1972 году.
Роллинг стоунз на концерте в 1972 году.

И это при том, что своей собственной гитары дома у меня не было до 1978 года. Брал поиграть у соседских парней, иногда на многие недели.

Играл наш школьный ансамбль и потом, уже зимой и весной 1972 года. Особенно запомнился один из вечеров танцев, когда в нашу школу пригласили участников какой-то молодежной лыжной спартакиады. Тогда я эффектно поработал на соло-гитаре – мы безупречно сыграли новые инструментальные композиции. Мой лучший школьный друг Сашка Турышев сумел тогда очаровать и, как тогда говорили, «закадрить» одну лыжницу из Волгограда.

Потом он покупал или находил все выпуски газеты «Советский спорт». В ней публиковали почти все технические результаты самых разнообразных соревнований, и Сашка следил за её спортивными успехами. Вот какая любовь неожиданно получилась при моем «гитарном соучастии».
Потом он покупал или находил все выпуски газеты «Советский спорт». В ней публиковали почти все технические результаты самых разнообразных соревнований, и Сашка следил за её спортивными успехами. Вот какая любовь неожиданно получилась при моем «гитарном соучастии».

В последний раз мы играли вместе в июне 1972 года на выпускном балу. Сыграли две или три композиции, «Толстого Карлсона», потом всем классом пошли на квартиру, посидели, пообщались. Ещё гуляли до рассвета по городу и играли с Витей Осетровым в две гитары битловскую I Want You (She So Heavy).

Все, окончен бал, погасли свечи, закончена школа, ансамбля больше не стало.

Спасибо паблику Дорогие товарищи за архивные фото Сыктывкара.

Читайте также на канале:

Первая часть этих воспоминаний

Вторая и третья

«Скандальные» факты о песне «Битлз» Hey Jude

О плагиатах «Роллинг стоунз»

О плагиатах «Битлз»

Фильмография Ринго Старра

6 песен, которые звучат как Creedence Clearwater Revival

– Москва 60-х: впечатления английского корреспондента. Часть 1 и

часть 2

Рок-оперы СССР