Завтра начинается Рождественский пост- важное время для Православных Христиан (28 ноября 2019 – 6 января 2020). Поэтому сейчас особенно важно сказать несколько слов об этом течении Христианства.
Православие – явление очень глубокое, и не всегда удается уловить смысл того или иного действия с первого раза. Многие вещи, которые кажутся нам мелкими и бессмысленными, на самом деле являются глубокими символами, переходящими из поколения в поколение более тысячи лет. Большинство аспектов создавались на основе глубокого философского мышления и богословского опыта, а не просто «поверхностной религиозности». Всякий символ и всякое действие в церкви – не просто игра, это поиск истинной жизни, который присущ каждому человеку. О смысле свечей, таинствах крещения и венчания, множестве икон в храмах с нами согласился поговорить служитель русской православной церкви, Благочинный Красноармейского района Волгоградской епархии, Настоятель храма Успения Богородицы, протоиерей, о. Сергий Тюпин.
- Отец Сергий, первый вопрос. Раньше свечи имели четкий смысл освещения храма, потом появилось электричество. Для чего они нужны сейчас?
- Свеча - это жертва Богу. А жертва в чем заключается? В вере, надежде и любви. Воск – это вера, фитиль – надежда, огонь – любовь. Человек должен жить как свеча, с верой, надеждой и любовью к Богу, ближним – ко всем людям.
Можно упомянуть слова Христа: «И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Матфея 5:15, 16). Горящие в темноте свечи, в первую очередь, настраивали на молитву. Но мы, современные люди, уже привыкли к электричеству.
- Размер свечи и ее стоимость могут как то повлиять на присутствие истинной веры в сердце человека, либо это просто обрядность – чисто человеческое? Либо истинная вера и обрядность должны быть вместе?
- Каждый покупает по своим силам. Самое главное – прикладывать к свече свое сердце и волю, духовое устроение, иметь смиренное чувство. Когда ставишь свечу, нужно прощать. Можно привести пример с вдовицей из Евангелия от Марка (глава 12, стихи 42 – 44). Она положила в церковную кружку все свое пропитание, и поэтому этот дар принят Господом, она положила больше всех. Господь зрит на сердце человека – с каким расположением он приносит жертву, и по сердцу человека воздает обилием благ своих.
- Если христиане почитают в первую очередь Христа, то зачем в храме столько икон с изображениями других святых?
На иконах изображены святые люди, которые претерпели все мирские трудности, разного рода искушения и скорби. Они являются ходатаями за нас перед Богом, потому что испытали те же трудности и явились победителями их. Святые принимают деятельное участие в нашем спасении. Через почитание их, наши молитвы, усиленные их молитвами, - доходят до Господа.
- Как через подражание святым, их почитание случайным образом не перестать почитать Христа и не создать себе кумира? Не впасть в идолопоклонство?
Многие святые говорили, что «я» ничего в жизни доброго не сделал, потому что все добро от Бога, а все греховное – от меня самого. Мы, лобызая икону, прежде всего, отдаем честь тому образу святого, который изображен на иконе. Но в первую очередь мы должны всегда иметь мысль о Господе, иметь непрестанную молитву. Тогда у верующего человека не возникает такой мысли, что бы святого поставить наравне с Христом.
- Крещение младенцев, человека, который не осознает этот процесс– это таинство для него, или скорее для родителей?
- Крещение совершается прежде всего для самого человека. Но родители хотят покрестить своего ребенка еще и потому, что за него будет молиться вся полнота церкви. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.» - говорит Христос (Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 5). Крещение происходит по вере родителей и крестных. Да, мы крестим младенца, пока что не сознающего смысл таинства, но потом он подрастает, и задача родителей научить ребенка вере – т.е. показать личный пример благочестивой, богоугодной жизни.
- В чем смысл поклонения мощам святых? Почему это не просто остаток тела?
- Сам человек является духовно – телесным существом. Христос говорит, что тело человека есть храм Божий, сосуд Божией благодати (Иоанна 2: 12- 22).
Почившие святые, исполненные благодати Божией изливают эту благодать на всех верующих, притекающим и припадающим к ним за молитвенной помощью. У мощей святых происходят чудеса – исцеления.
- Как понять, что ребенок готов к исповеди и причастию? Что для него это уже не просто повторение за родителями? Или все же сначала должен происходить процесс именно подражания родителям?
В целом родители на простых примерах должны объяснять, что такое грех, что такое нарушение заповедей Божиих, и к каким духовным страданиям это может привести. Нужно так же объяснить что с грехом, даже тайным, нельзя подходить к причастию. Но главное дать понять детям, что Христос – наш спаситель, и что в таинстве причастия мы соединяемся с ним. Хорошо, когда именно сама семья живет церковно – православным образом жизни.
- Как приучить детей с раннего возраста к христианским обычаям, не отвратив их?
- В жизни для ребенка важен пример родителей. Ребенок будет подражать и в словах и в поступках. На родителях лежит ответственность за воспитание своего чада. Если мы будем говорить о высоких истинах, показывая неподобающий пример – то дети воспримут именно образ жизни. Ребенок должен видеть духовную жизнь родителей, а не только слышать научения.
- В чем основной смысл венчания и как к нему готовится?
Таинство венчания должно совершаться над верующими людьми. Что бы парень и девушка находились в лоне матери церкви, участвовали в таинствах покаяния, причастия. Были вместе за богослужением. Тогда Господь изольет на них благодать – укрепление брачного союза.
- Развод после венчания считается «особым» грехом?
- Конечно же, это большой грех. Задача родителей и церкви – утвердить в истинном положении, что брак свершается один раз на всю жизнь – развод недопустим. Человек верующий должен иметь снисхождение к ближнему, уметь прощать. Нужно стараться решать проблемы, а не бежать от них. Желательно, что бы семейная пара имела духовника. Он будет молиться за них и помогать разрешать недоуменные вопросы среди супругов, что бы сохранить брачный союз.