Как звучит автомобиль? Первая ассоциация - звук работающего двигателя, меняющий тональность в зависимости от оборотов. Это сольная партия. Ее сопровождают шумы работающих насосов, генератора, приводов - фоновые, практически неразличимые и не раздражающие.
Исторически сложилось, что любые неприятные звуки для "здорового" автомобиля нехарактерны. Стук, визг, скрежет, вой - вся эта какофония сигнализирует о неисправностях.
Стучать нехорошо
Когда начинает стучать - под ногами, сзади или, не дай бог, под капотом - сердце водителя замирает. Что стучит? Почему? Сколько стоит, чтоб не стучало?
Лидеры по стукам — рулевое управление и двигатель.
Что стучит в рулевом:
- Разбитая опорная втулка рейки. В нормальном состоянии она плотно удерживает шток в горизонтальном положении и не позволяет ему биться о картер. Чтобы понять, стучит ли втулка, придется загнать машину на яму, снять правую тягу и пошатать вал рейки вверх-вниз. Если шатается, езжайте менять втулку.
- Зубчатая передача червяк-шестерня. Когда регулировочная гайка (она же сухарь) затянута недостаточно, элементы передающей пары бьются друг о друга. Если, кроме стука, никаких других симптомов нет, гайку нужно подтянуть — элементы передающей пары подтянутся друг к другу как надо и стучать перестанут. Если есть другие признаки, например, колеса с запозданием отзываются на поворот руля, рейку нужно разобрать и проверить, в каком состоянии зубцы штока и червяка. В редукторах пара червяк-ролик стучит точно так же.
- Вся рейка. Если износилась проставка сайлентблоков в креплениях рейки, металл ушек механизма стучит о металл кузова.
- Тяги и наконечники рулевой рейки и трапеции - дробно постукивают, когда вы едете по неровной дороге. В таком случае стоит взглянуть на шаровые и наконечники - целы ли они, не открутились ли фиксирующие гайки.
- Подшипники насоса или распределителя. Это становится понятно, только когда насос или рейку перебирают на СТО.
Что стучит, кроме рулевого?
В общем-то, стучать может вся машина: плохо закрепленные элементы ходовой, амортизаторы, подшипники, тяги заднего привода, недоприкрученные колеса и другие плохо прикрепленные элементы. Неисправный двигатель может стучать, металлически клацать, негромко свистеть - в общем, издает такую гамму звуков, что это достойно отдельной статьи.
Ах да. Прыгающая по багажнику запаска, канистра или домкрат частенько доводят водителей до предынфарктного состояния.
Шел, точнее, ехал и посвистывал...
Природа аэродинамического свиста, когда автомобиль едет быстро, понятна. Непонятно, когда что-то свистит, а двигатель работает на холостых.
- Свистеть может слабо натянутый приводной ремень насоса ГУР ( и вообще, приводные ремни любого навесного оборудования) или подшипники, которым не хватает смазки.
- Если свист появляется во время движения, а ремни, подшипники и прочие элементы в порядке, проверьте кузов автомобиля на предмет "сквозняков" - иногда воздух свистит, проходя между плохо прилегающими деталями.
Что делать: проверьте степень натяжения и состояние ремней, зазоры кузова, посвистывающие подшипники набейте смазкой или замените.
Непонятный гул
Здесь два лидера: насос ГУР и ступичные подшипники.
Ступичные подшипники гудят внизу сбоку - справа или слева, гудят очень характерно, басом. Но могут менять тональность в зависимости от положения колес (колеса). Чтобы убедиться, что гудят именно они, приподнимите машину и покрутите колесо - изношенный подшипник "запоет".
Насос ГУР гудит постоянно или периодически.
- Если гудит изредка, скорее всего, в масло попал воздух.
Что делать: осмотрите магистраль, бачок, насос на предмет трещин. Если снаружи все цело, придется снимать и разбирать насос - возможно, уплотнительные элементы износились и не удерживают масло в нужном объеме.
- Если гул постоянный, насос не может создавать давление. Чтобы понять причину, агрегат нужно снять и дефектовать. Гул обычно появляется, когда изнашивается пара ротор-статор или их детали (лопасти, пазы лопастей), поврежден редукционный клапан или насос просто очень старый.
Что делать: замените изношенные элементы, обязательно проверьте уровень и качество масла - большинство проблем с насосом возникают из-за плохого масла.
Вой во время движения
Если вы обладатель заднеприводного авто, рано или поздно при разгоне услышите вой откуда-то сзади. Это редуктор заднего моста перегревается и подтекает.
Так же характерно воют изношенные подшипники раздаточной коробки в полноприводных авто.
Хрустнуло = сломалось
Хруст, в принципе, один из самых неприятных звуков, который со времен детства ассоциируется у нас с поломкой.
В системе рулевого управления похрустеть любит колонка - вы поворачиваете руль, а он приветствует вас неприятным звуком:
- Опорная втулка и/или подшипник изнашиваются из-за естественных процессов, от ржавчины. Подшипник разрушается, если автомобиль налетел на препятствие.
- Активно хрустят ржавые крестовины и шлицевые соединения валов.
Что делать: разбирать колонку, менять крестовины или валы.
Кроме колонки, часто хрустят "гранаты", когда в них не хватает смазки. Если поворачивая руль или съезжая, например, с бордюра, вы слышите характерный звук в районе колеса, нужно проверить ШРУСы. Возможно, неисправность можно устранить, просто набив свежей смазки в шарниры. Если же смазки там нет давно, внутренние детали разрушаются, и такой ШРУС нужно менять.
Очень неприятно, даже пугающе, хрустит механическая коробка. В салоне ее слышно особенно хорошо.
Что хрустит здесь:
- Синхронизатор. Проблему нужно решать максимально быстро, пока синхронизатор не начал разрушаться. Во-первых, нужно проверить, сколько смазки в коробке - возможно, нужно просто долить масла. Если же механизм начнет рассыпаться, смазка с “обломками” распространится по всему агрегату и нанесет ему непоправимый вред.
- Корзина. Если корзина в возрасте, с нее потихоньку осыпаются лепестки, и вы не можете нормально "дожать" скорость. Старенькую корзину лучше заменить.
Кроме всего вышеперечисленного, вполне понятно и характерно звучат тормоза. Если они скрипят, визжат или скрежещут, пора осмотреть диски и колодки, да и суппорты в придачу - что-то из этих элементов явно пора заменить или отремонтировать.
Нехарактерные звуки в автомобиле - первые признаки неисправностей. Не стоит игнорировать их, даже если скрипит-стучит периодически и не часто. На всякий случай загляните на специализированное СТО, если предполагаете, в чем причина. Ну или на хорошее широкпрофильное - там проверят авто и определят, что сломалось и почему.