В 2018 году внезапно внимание общественности было привлечено к «проблеме» Курильских островов. Президент Путин выступил с инициативой скорейшего подписания мирного договора с Японией, допустив возвращение Токио островов Шикотан и малой гряды островов Хабомаи.
В основу данного «политического прорыва» была положена Совместная декларация 1956 года. Отечественные дипломаты и политики лукаво умолчали о том, что декларация была отменена еще во времена СССР, поэтому современная Российская Федерация не несет по ней никаких обязательств ни перед кем.
Также за скобки был вынесен вопрос о выводе из Японии американских и иных иностранных войск, что и стало основанием для отмены договора еще в советские времена.
Наконец, совершенно непонятно, зачем вдруг понадобился этот самый «мирный договор», без которого мы спокойно жили все это время и сотрудничали с японцами.
Напротив, последствия передачи Курил, что двух, что четырех островов, будут крайне негативными: обладание ими делает Охотское море внутренним российским, где спокойно базируются российские АПЛ, держащие на прицеле США и ту же Японию. В случае передачи островов Японии, Охотское море станет «проходным двором».
Кроме того, Курилы очень богаты природными ресурсами, которые японцы немедленно начнут вывозить в промышленных масштабах. О том, какие они «эффективные хозяйственники», можно судить по временам оккупации Сахалина.
На фоне крайне негативного отношения подавляющего большинства россиян, эта тема была в начале 2019 года снята с повестки дня. Однако министр иностранных дел проговорился недавно, что в случае подписания мирного договора Японией Москва готова в качестве жеста доброй воли отдать Шикотан и Хабомаи.
В связи с этим интересно мнение с «той стороны», японское издание «Санкей Симбун» недавно вышло с публикацией, в которой ругает премьер-министра Синдзо Абэ за то, что тот дал русским надежду считать вопрос исчерпанным всего на двух островах. Японских патриотов устроят только все Курильские острова.
Отметим, что японские аналитики предлагают просто немного подождать и решать вопрос уже после ухода Путина от власти. Издание высказало мнение, что президент Путин не пошел на непопулярный шаг только потому, что боялся окончательно подорвать свой рейтинг.
В 2024 году в случае очередной «рокировочки» он может вновь стать премьер-министром, а президентом – его доверенное лицо. И тогда ответственность за возможную передачу островов ляжет уже не на Путина, а на «стрелочника».
Напомним, именно так в 2010 году президент Дмитрий Медведев при премьере Путине отдал Норвегии нефтеносный шельф Баренцева моря.