Прочитала недавно в одном старом журнале воспоминания - как вывозили девушек из института благородных девиц откуда то из под Красноярска (в общем ближе к Шушенскому, чем к Москве) чтобы они не попали "в большевистские лапы" и как на всем пути до глубокого тыла белых войск, на всем продвижении обоза с девушками и педагогами, крестьяне норовили отнять последние узелочки и содрать втридорога за кружку молока и краюху хлеба.
Об этом еще расскажу, а сегодня - о том, как и в каких условиях воспитывались эти "эфирные создания",
А теперь представьте себе. Октябрь в Санкт-Петербурге, промозглый и холодный. Рано темнеет. В каменных стенах Смольного института - одни белые крашеные стены и скользкие натертые мастикой полы. Ни цветочка на окнах, ни красивых картин на стенах - только портреты Высочайшего семейства в приемной зале.
Привозят на учебу девочек из городских и помещичьих семей, частью обедневших, тех, что содержались за государственный счет. Девочек сразу же отрывали от родных, уводили переодеваться к кастелянше. А после коротенького испытания на уровень знаний (читать и писать по русски и по французски, знать основы Священного писания, больше ничего) - разводили по классам и сразу же надо было включаться в учебу,
Как кормили в Смольном институте
К легкой жизни девочек точно не готовили. Вот примерное меню на день:
- утром - тонкий ломтик черного хлеба с кусочком сливочного масла и сыра или отварной говядины и блюдечко молочной каши или макарон.
- в обед - овощной или крупяной суп, кусочек мяса из этого супа и десерт - пирожок с ягодной начинкой.
- вечером - чай с хлебом. У кого есть (родители привезли или куплено из под полы) - с пряниками и колбасой.
Во время православных постов, которых на самом деле больше, чем только Великий и Рождественский, дети питались преимущественно отварной картошкой с растительным маслом и кашами. И все это в мизерном количестве. И все это - после может и не роскошной, но сытной домашней пищи. Особенно туго, я думаю, приходилось дворяночкам, которые попадали в Институт прямо из сельского поместья, где уж, конечно, еды было вдоволь.
Вот маленькая сценка, показывающая как обстояло дело с пищей в Смольном институте.
Я - девочка подросток, воспитанница из "кофейного" или младшего класса. Несколько таких же как я, худеньких до синевы девчонок с гладко причесанными волосами и бантами на затылке, окружаем сторожа Ивана, пожилого неразговорчивого мужика в картузе и смазных сапогах.
"Голубчик, Иван, сделай милость, сходи куда мы попросим!"
"С просьбами то вы умеете обращаться"- бурчит Иван, обдавая нас запахом табака и чеснока - "А до сих пор еще за хлеб не заплатили"
"Мы с тобой тотчас, Иванушка, и рассчитаемся, вот возьми записочку"
Иван берет бумажку и чешет в затылке под картузом "Нечего тут расписывать, чай не впервой. Маковники сушеные, булки да хлеб да колбаса. Прямо говорите, сколько мне купить и сколько положите за беспокойство.... А то ведь в здешних лавках за все дерут втридорога. Знают, что по секрету!"
Мы просим Ивана положить купленное под печку в коридоре возле нашей спальни. "Вот еще", грубо ворчит он, "суну под лавку в нижнем коридоре и вся недолга. Жрать захотите - всюду придете....."
Как и чему учили в Смольном Институте
Поскольку девочек готовили к одному из двух поприщ - или выйти замуж и зажить семейной жизнью, или остаться "на ниве просвещения" в роли гувернантки или классной дамы, особыми науками, по крайней мере до реформ 60-х годов, девочек не обременяли,
Основные предметы были - Закон божий, рукоделие, рисование акварелью, основы кулинарии. Готовила, главным образом, кухарка, по приказу классной дамы, девочки в основном должны были смотреть, хотя бы для того, чтобы знать, как выглядит, например, мука или сырое мясо.
Еще были уроки танцев, совершенно необходимые тогда для барышень, особенно из небогатых семей - ведь во время балов, как раз и можно было найти жениха.
Главное же, что должны были все смолянки знать "как Отче Наш" - это французский язык и литература. Значение этого предмета в Институте было так велико, что когда 14 декабря 1825 года институтки и их преподавательницы услышали грохот пушек с Сенатской площади, начальница Патриотического женского института сказала воспитанницам такую речь:
"Это господь Бог наказывает вас, девицы, за ваши грехи. А ваш самый страшный грех - то, что вы как кухарки все время болтаете по русски, вместо того, чтобы как предписано барышням, объясняться по французски!"
И глупые девицы стали на колени перед образами, молясь (на русском языке) что они как можно меньше станут употреблять в разговоре русские слова!
Как одевали и содержали институток.
А вот муштровали благородных девиц как будто готовили к заброске в тыл врага. Температура в спальнях и классных комнатах не поднималась выше 18 градусов, а порой была и 12-14. При этом девочки должны были одеваться в декольтированные тюлевые платья без рукавов и со шнуровкой сзади. Положение немного спасали белые кисейные пелеринки и нитяные митенки выше локтя - иначе бедные девчонки совсем были бы раздетыми.
Спали они под тонкими байковыми одеяльцами. И даже заворачиваться, чтобы было теплее, в салоп (разновидность халата) было запрещено, хоть салопы и были - их полагалось красиво свернуть и повесить на спинку кровати.
Все вместе взятое - и скудная пища и суровые условия жизни, и недостаток движения и свежего воздуха - приводило к тому, что каждый год несколько девочек умирало от простуды или скоротечного туберкулеза (чахотки).
В 1859 году лейб - медик императрицы Маркус даже написал специальное обращение к царственным особам. В этом обращении он писал, что "хотя и смертность среди воспитанниц невысока, но полностью здоровых мало, многие страдают от анемии (или "оскудения крови"). Маркус также заметил, что множество воспитанниц страдало от искривления позвоночника - следствие неудобной мебели в классных комнатах и необходимости переписывать целыми страницами французских авторов"
Информация взята из воспоминаний Е.Н. Водовозовой "На заре жизни", цитируется по сборнику "Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц", издательство "Новое литературное обозрение", 2003 г ISBN 5-86793-164-1
А что вы об этом думаете?
Подписывайтесь на канал ХРОН.ОС - про нашу историю без занудства и морализаторства