Найти тему
Ностальгия

Легендарный советский автобус-«луноход»: что в нем особенного

Помните, как по городским улицам катался ЛиАЗ-667? Это был основной агрегат, который присутствовал практически в каждом автобусном парке. Что же такого примечательного в этом вместительном транспорте?

Первый представитель сошел с конвейера в 1967 году в Подмосковье, в городе Ликино-Дулево. И выпускался он аж 27 лет! До того времени, когда СССР уже не стало.

В час пик в автобусе при полной загрузке могли разместиться 110 человек! Хотя с виду он не такой уж и большой.

Именно в этом автобусе установлена первая в Советском Союзе автоматическая коробка передач. Всего было создано около 200 000 единиц техники.

Можно найти и минусы. К примеру, прожорливый двигатель, который на 100 км потребял 50-60 литров топлива. Но в советсткие времена это было не особо важно.

-2

Приближение автобуса на дороге легко было услышать по примечательному бутылочному звуку работающего двигателя.

Свое прозвище «луноход» комфортабельный на то время ЛиАЗ получил благодаря плавному ходу, который обеспечивала мягкая пневмоподвеска. И количество пассажиров на это никак не влияло.

Подвеска имела также недостаток: если колесо попадало в яму, пассажиров на задней площадке могло подбросить чуть ли не до потока. Из-за этого на резких поворотах автобус кренился.

А вот подняться на ступенькой в передней двери детям подняться было проблематично, так как она высоко расположена. Родителям приходилось поднимать детей.

В мороз в советском автобусе всегда было тепло. Салон хорошо прогревался за счет горячего воздуха, идущего от двигателя.

За частую переполненность транспорта в свое время его называли «сараем» или «скотовозом».

Есть еще один нюансик, который нельзя обойти стороной. В ЛиАЗе устанавливались ручные кассы. Достаточно было бросить монетку в прорезь и оторвать билет. Но тут основывалось все на совести человека, так как контроля оплаты не было. Позже непрактичный агрегат заменил компостер.

С 2000-х готов такие автобусы массово списывались как неэкономичные и устаревшие. В Москве их не стало на дорогах к 2004 году, в Санкт-Петербурге – к 2006 году. А вот в Нижегородской области, в частности, в городе Азамас, эти «мамонты» ездят и сегодня.

Что вы думаете о советском автобусе? Делитесь воспоминаниями в комментариях.