Найти в Дзене
Вот такая вот хурма

Русская свеча над Иерусалимом

В Вознесенский монастырь на самом верху Масличной горы, первый раз мы забрели почти случайно. Колокольня на территории монастыря видна отовсюду, но вход в монастырь найти непросто. Дорога шла среди арабских кварталов. Возле одного из пустых кафе путь преградил дед-араб. Оказалось это хозяин кафе — звал на свою террасу: выпьете кофе и полюбуетесь видом на город, которого никогда не видели. Терраса — это крыша его пустующего кафе, заваленная всевозможным хламом. Само здание стоит практически на краю вершины и ничто не закрывает обзор. Так что вид на Старый город, на Купол Скалы, открывается действительно восхитительный. Хозяин принес кофе с очень неприятных запахом и в грязных стаканах. Его даже и пробовать не хотелось. На предложение что-то ещё покушать естественно ответили отказом и после нескольких открыточных снимков Иерусалима пошли дальше. Смутно представляли куда идти, но увидели на улице женщину, в косыночке, как ходят прихожанки русских храмов. С ней и пришли к калитке монас

В Вознесенский монастырь на самом верху Масличной горы, первый раз мы забрели почти случайно. Колокольня на территории монастыря видна отовсюду, но вход в монастырь найти непросто.

Дорога шла среди арабских кварталов. Возле одного из пустых кафе путь преградил дед-араб. Оказалось это хозяин кафе — звал на свою террасу: выпьете кофе и полюбуетесь видом на город, которого никогда не видели. Терраса — это крыша его пустующего кафе, заваленная всевозможным хламом.

Само здание стоит практически на краю вершины и ничто не закрывает обзор. Так что вид на Старый город, на Купол Скалы, открывается действительно восхитительный.

Вид на Иерусалим с Масличной горы
Вид на Иерусалим с Масличной горы

Хозяин принес кофе с очень неприятных запахом и в грязных стаканах. Его даже и пробовать не хотелось. На предложение что-то ещё покушать естественно ответили отказом и после нескольких открыточных снимков Иерусалима пошли дальше.

Смутно представляли куда идти, но увидели на улице женщину, в косыночке, как ходят прихожанки русских храмов. С ней и пришли к калитке монастыря. Она всегда закрыта. Женщина позвонила в дверной звонок, что-то сказала вышедшему арабу-охраннику и вместе с ней мы оказались на территории монастыря.

На одной из аллей в Вознесенском монастыре
На одной из аллей в Вознесенском монастыре

Когда начальник Русской духовной миссии отец Антонин в XIX веке покупал эти участки, Масличная гора была вообще без деревьев. Здесь высадили кипарисы, оливы, сосны, разбили огород.

Интересно, что отец Антонин перевёл эти участки под будущим монастырём в вакф. Так называется имущество для религиозных целей. Вакф признавали в Османской империи, с ним считались англичане, когда Палестина была их подмандатной территорией, его признают в Израиле. Благодаря этому удалось сохранить участок за Русской церковью. Если бы всё принадлежало Российской империи, то сложно сказать, кто сейчас был бы владельцем.

На территории монастыря есть Вознесенский собор, часовня обретения главы Иоанна Предтечи и колокольня. Колокольня высотой 64 метра возвышается над Масличной горой — её то и называют тут "русская свеча".

В монастыре рассказывают, что самый большой колокол отлили в России и привезли морем в порт Яффо. Рабочие-арабы якобы отказались перевозить тяжёлый колокол — он и на телегу не вмещался.

Каким-то странным образом колокол дотащили верующие по призыву отца Антонина. Способ доставки называют разный — то ли несли его на руках (весит он пять тонн!), то ли катили прямо по дороге (в этом случае он бы неизбежно был поврежден). Ещё любят подчеркивать, что среди тех, кто согласился доставить колокол в основном были женщины. Сложно сказать, что здесь правда, а что фантазия, выдаваемая за чудо.

Макушка часовни "Русская свеча"
Макушка часовни "Русская свеча"

В рассказ о том, как колокол водрузили на колокольню, охотно верю. Его поднимали вместе со строительством стен. Проём на колокольне меньше самого колокола. Поэтому очевидно, что стены возводили, когда колокол был уже внутри.

Оба раза, что мы были в монастыре слышали от служительниц жалобы на соседство с арабами. Он рассказывают какие-то чудовищные случаи, когда местные нападают на послушниц, когда что-то воруют на территории монастыря.

Деревья в монастыре гигантские. Вполне возможно, ещё те, что были высажены при отце Антонине
Деревья в монастыре гигантские. Вполне возможно, ещё те, что были высажены при отце Антонине

Служительница в монастырском киоске описала как во время арабских протестов израильская полиция применила слезоточивый газ и монастырь оказался в эпицентре этого газового облака и невозможно было выйти на улицу. Поэтому монастырская калитка всегда закрыта и посетителей пускают с опаской.

Монастырь женский, но среди работников есть и и мужчины
Монастырь женский, но среди работников есть и и мужчины

Два раза мы были в монастыре и оба раза попадали туда каким-то совершенно странным образом. Обязательно оказывались рядом с человеком, который доводил нас до этого подворья и помогал войти внутрь. По монастырю мы бродили долго. Отсюда не хочется уходить.

© Вот такая вот хурма