Приветствую читатели!
В очередной раз к проекту вернулись уже в истории Российской Федерации. Причем вовсе не так давно. Мало кто уже помнит, а современная власть вряд ли захочет ворошить недавнее прошлое, но еще при президентстве Ельцина в Кремле, а Аксененко - в РЖД (министр путей сообщения), в 1999 году была озвучена идея моста на Сахалин.
Молчание понятно - "в никуда", точнее сказать разворовано было, по разным оценкам, от 250 до 350 млн $, якобы на "проектно-изыскательские работы". Поэтому здоровый скепсис вызвало повторное поднятие этой темы пару лет назад. К слову, также повторно выделены деньги, и опять немалые, на очередные изыскания.
Главное же, этот проект по-прежнему вызывает серьезный вопрос экономической обоснованности. Вспомним, Сталин приказал строить в военно-оборонительных целях и для освоения юга Сахалина. Госплан СССР рисовал перспективы о грузообороте до 4 млн т в год. По итогу, для военного и гражданского снабжения, экономической деятельности острова в конечном итоге хватило паромной переправы Ванино-Холмск, запущенной в 1973 году. 10 введенных паромов по максимуму, способных перевозить по 26 ж/д-вагонов.
Сейчас же на данной линии действует только два, причем дошло до того, что пассажирам, что решили добираться таким путем, приходится ожидать несколько суток далеко не всегда из-за штормов - мало груза. Новые строятся, аж целых два, но сдается, что они также легко закроют потребность.
Надо все же понимать, что сам Сахалин сейчас очень малонаселен - всего менее полумиллиона жителей! Поэтому, ж/д-путь и мостовой переход - это скорее стратегическое вложение, которое вряд ли окупится, разве что в очень отдаленной перспективе (насчет тоннеля на японский Хоккайдо вообще нет смысла говорить всерьез). Как было написано ранее ("Громадье планов - мост на Сахалин и глубоководный порт"), с самого острова возить пока нечего, с перевалкой с материка тоже пока спешить вряд ли стоит. Но толчок развитию самого острова придать может. Ведь ранее, интерес к этому был основан на двух энергетических составляющих всего 20 века - наличие угля и нефти. А сейчас еще и - газа.
Отчасти, решение все же более обдуманное и подготовленное: к тому, что успели построить в начале 50-х на матрике и острое (ж/д-пути), недавно на самом Сахалине завершили перешивку путей. Поскольку после ВМВ от японцев досталась узкоколейка, которая затем десятилетия при СССР вполне успешно эксплуатировалась.
И да, на этот раз в пользу именно моста выступил опыт и продвинутость современных технологий с материалами. Конечно же, это связанно с Крымским мостом - геологическая разница дна у обоих проливов хотя и есть, но и немало сходств. С таким нарративом грех сразу расставаться.
История пути на Сахалин. Часть I
История пути на Сахалин. Часть II
Было интересно ? - ставьте палец верх и подписывайтесь, а так до новых встреч!