Рассказывая о переходе на Сахалин, нельзя обойти вниманием Байкало-Амурскую магистраль. Потому что их взаимосвязанность очевидна. Задумываясь первоочередно в военно-оборонительных целях, в случае с БАМ-ом экономический эффект проявился в куда большей степени.
Вообще, на пути следования ж/д-трассы планировалось строительство от 9 до 11 территориально-промышленных комплексов. Только надо понимать, как и в случае с тоннелем на Сахалин (с подходными путями к нему) или Северного широтного хода, от замысла до воплощения оказался очень непростой путь.
Между прочим, сама идея обсуждалась, представьте себе, еще 1888 году, в существовашем тогда Русском техническом обществе. В середине 20-х уже 20 века - начало топографических изысканий силами ж/д-войск РККА. А с 1932 года - начало строительства, которое по специфике того времени уперлось в нехватку всего: рабочих рук, специалистов, материалов, оборудования. Также по традициям того времени, вскоре стройка перешла под управление НКВД (Бамлаг до 1938 года, после - 8 ж/д-исправительных лагерей).
ВОВ вынудила пересмотреть приоритеты: на каких-то участках стройка была приостановлена, на других, как Комсомольск-на-Амуре-Советская Гавань, наоборот, возводили ударными темпами (закончен в 1943 году, но окончательный ввод - в 1945-м), а где-то сняли рельсы и мостовые фермы для нужд фронта (в ходе всей эпопеи Сталинградской битвы).
Как уже говорилось, со смертью Сталина многие грандиозные стройки и проекты были остановлены или прекращены. Так и с БАМом, возобновление проекта пришлось после 1967 года, но лишь в 1974-м возведение трассы объявили всесоюзной ударной стройкой. Однако, до этого, да и после, немалую лепту по-прежнему вносили ж/д-войска. К тому времени построены были лишь некоторые участки от того, что планировалось (Тайшет-Братск-Усть-Кут, Комсомольск-на-Амуре- Советская Гавань, Комсомольск-на-Амуре- Постышево).
Хотя того или иного рода штурмовщина ("досрочно выполним!", "перевыполним!" задания партии и правительства) оставалась во многом движущей силой, это была уже другая эпоха. До "золотого костыля" прошло почти 12 лет (1972-1984 г.г.), однако в постоянную эксплуатацию ввели 4-тысячекилометровый путь только 1 ноября 1989 года. При этом незавершенным оставался Северо-Муйский тоннель, действовал обходной путь. Он был закончен уже при РФ - в 2001 году (введен в эксплуатацию в 2003 г.).
Столь длительный срок и времена, на которые пришлось окончание стройки, привели к пересмотру тех планов, что задумывались по началу. Фактически, магистраль стала чуть ли не брошенной с развалом СССР. В этом плане РЖД (тогда МПС) приложили усилия для поддержки людей, приехавших в свое время туда, путей и оборудования в работоспособном состоянии. Длительное время БАМ генерировал лишь убытки. Постепенно грузопоток нарастал, чему способствовало переориентирование и расширение портовых мощностей, в первую очередь в Ванино (в нулевых и чуть позже - возведение там комплекса лесоперерабатывающих заводов, нефтепереработка, перевалка нефтепродуктов, алюминия с импортом глинозема для его производства и, конечно же, уголь Кузбасса). В Комсомольске-на-Амуре Роснефть расширила мощности НПЗ, куда поступает нефть и газ не только с севера Сахалина.
Появился смысл вновь вернуться к некоторым проектам освоения земель вдоль БАМа, особенно с ростом спроса в ЮВА на российский уголь. Который постепенно становился основным в грузопереработке дальневосточных портов. Таким "первенцем" стал Южно-Якутский каменноугольный бассейн. На самой южной оконечности Якутии, в Нерюнгринском районе. Гигантские и довольно доступные запасы качественного коксующегося угля, оцениваемые почти в 60 млрд т.
Есть, правда, свои узкие места, которые имеют отношение и к будущему пути на Сахалин. Это вторая очередь Северо-Муйского туннеля, впрочем, совсем недавно строительство стартовало. Еще вторая линия моста через Амур в Комсомольске-на-Амуре, потому как через него от Селехино путь также идет на Ванино и Советскую Гавань. На которые распространен режим свободного порта и есть немало планов с желающими, инвесторами, на расширение уже имеющихся и в перспективе логистических возможностей. А также планы на производство, благо в Совгавани в конце этого года наконец закончится возведение новой угольной ТЭС, что расширит энергитические возможности у региона для этих целей.