Все ходили в школу и знакомились с классическими произведениями литературы. Но не всегда учителю удавалось убедить обучающихся в том, что вот ту или иную книгу обязательно нужно прочесть. Уже спустя годы, лет к 30-ти многие начинают понимать, зачем же всё-таки классические произведения называют «великими».
Многие дети просто-напросто не могут объяснить, почему произведения, которые входят в школьную программу, вызывают столько восхищения. Они воспринимают это лишь как данность, не пытаясь проникнуться идеями и мыслями, которые вкладывал писатель в своё творение. Они не слышат звуковые системы, порождающие целые образы в стихотворениях. Они не понимают юмора Чехова и Гоголя, видя в них лишь назидание и трагедию.
Для восприятие стихотворений в первую очередь нужно объяснить детям, что русский язык очень музыкален. Даже иностранцы, не понимая слов, интуитивно чувствуют, о чём говорят русские. Бытовая речь, к примеру, о том, как заправить автомобиль или заказать такси, будет звучать как тарабарщина, а вот ласковые слова любви – как мелодичная песня. Русские поэты как художники набрасывают «звуковые» мазки на полотно. Прочувствовавшись этим, впитав всю музыку стиха в себя, можно приступать и к разбору смыслов.
Интересна и не только поэзия. Говоря о драматургии, стоит отметить пьесу Чехова «Чайка», которая явно имеет отсылку к русской народной сказке «Маша и медведь». Медведенко любит Машу и хочет на ней жениться, но она предлагает ему табак… У Чехова всегда вместо одного другое, так и здесь, вместо любви – табак. К сожалению, Станиславский не понял, что это комедия и вместо того, чтобы смеяться зритель в конце пьесы рыдал. Мы часто усложняем то, что этого и не требует.
Но всё же, наверное, самым великим юмористом можно назвать Гоголя, ведь «Мёртвые души» смешнее, чем «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Гоголь никогда не доверял прочтение другим лицам. Читал сам и все просто падали со смеху под столы. Но, к сожалению, наша школа умудрилась превратить «Мёртвые души» в какой-то строгий и назидательный роман, отбивая у детей всякое желание вернуться к прочтению ещё раз.
Юмор в «Мёртвых душах» начинается с первых строк:
«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка».
Гоголь так «шифрует» название города, что можно с лёгкостью догадаться, что это Нижний Новгород. Затем «два русские мужика» рассуждают, доедет ли колесо до Москвы и утвердительно говорят: «Доедет!». А далее:
«А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет».
Но взгляните на карту!
Почему Гоголь пишет «два русские мужика»? Это отсылка к Пушкину. В «Евгении Онегине» он выражал своё восхищение народной речью:
«Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю».
Гоголь высмеивал реформы образования. Ведь стоит их только ввести, как образование становится хуже. Он писал:
«А хорошее воспитание, как известно, получается в пансионах. А в пансионах, как известно, три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни, фортепьяно, для составления приятных минут супругу, и, наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов. Впрочем, бывают разные усовершенствования и изменения в мето'дах, особенно в нынешнее время; все это более зависит от благоразумия и способностей самих содержательниц пансиона. В других пансионах бывает таким образом, что прежде фортепьяно, потом французский язык, а там уже хозяйственная часть. А иногда бывает и так, что прежде хозяйственная часть, то есть вязание сюрпризов, потом французский язык, а там уже фортепьяно. Разные бывают мето'ды».
Слушатели хохотали до боли в животе, когда Гоголь читал эти строки. (Напомню вам, что дело происходит в Нижнем Новгороде, где французский для семейной жизни, конечно, не нужен).
Мы привыкли всё усложнять и требовать понимания этих сложностей от детей. Но ведь главная задача литературы: научить мыслить самостоятельно. Учитель должен помочь ребёнку полюбить читать книги, а не сводить смысл изучения предмета лишь к успешной сдаче экзамена.
Мы забываем взглянуть на то, что лежит на поверхности и доступно для всех, считая, что всё самое драгоценное прячется в каких-то сложных подтекстах и отсылках. Но серьёзным нужно быть в меру. Даже гении не следуют строгим правилам, которые их могут лишь ограничить. Читать книги нужно не спеша, смакуя и рассуждая. Именно такое прочтение будет являться настоящим созиданием.
Гениальное созидание порождает гениальное восприятие. Гениального слушателя воспитать можно, если изменить школу.
А что Вы думаете на данную тему? Делитесь своим мнением в комментариях!
Спасибо за просмотр. Ставьте лайк, если понравилась статья. Подписывайтесь на мой канал!
Читайте также:
- Почему вам не нравится свой голос на записи?
- Какое послание хранит русская азбука?