В 2007 году знаменитая вдова Джона Леннона, японская художница-авангардистка Йоко Оно выпустила альбом "Yes, I’m A Witch", играя на привычном стереотипе. Развалила The Beatles! Или нет?
Перечень претензий к Йоко Оно можно продолжать до бесконечности. Она безголосая. Не умеет ни на чем играть. Ее "искусство" - чушь. И самое главное обвинение: Йоко развалила The Beatles. Коварная японка охмурила славного Джона, негативно повлияла на него, отвратила от друзей, силком заставила записывать жуткий сумбур вместо музыки.
Но если спросить у нее самой, как было дело?
Мой вольный перевод отрывка из интервью с Йоко в журнале "Mojo" (август 2007, стр. 43). Судя по всему, ситуация во время романа Джона и Йоко была далека от фанатских фантазий. Итак, отрывок:
- Мы оба нервничали из-за ситуации. Я была поглощена работой и не хотела терять свою независимость. У Джона был его собственный мир, и он не хотел вырываться из всего этого ради того, чтобы быть со мной. Я всегда видела его окруженным свитой, я думала, что это будет катастрофой для меня. Вот почему я сбежала в Париж. Я знала, что тогда мы испытывали интерес друг к другу, но моя независимость была прежде всего.
- ...До мая 1968 года, когда Вы встретились с Джоном в его доме в Кенвуде и провели ночь, записывая "Two Virgins".
- Тогда я очень сильно влюбилась в него, и знала, что он тоже в меня влюблен. Я изменилась. Я была достаточно самонадеянна и считала себя вполне сильной, чтобы иметь с этим дело. Но я оказалось, что это не так.
- Что Вы помните о работе с ним ночью?
- Мне было немного скучно, потому что я не понимала, что он делает. Но когда я послушала то, что он сделал, это было красиво.
Как видно, Йоко вовсе не сразу кинулась в объятия Джону. Она ценила свою независимость, и процесс записи "Two Virgins" для нее был даже скучноват. Видимо, рокер Джон проявил здесь даже больше энтузиазма, чем авангардистка Йоко, которая даже не вполне понимала, что тот делает!
В том же интервью Йоко задают вопрос: а если бы на ту выставку пришел не битл Джон Леннон, а участник каких-нибудь The Dave Clark Five? Она сказала, что это глупый вопрос и не будет отвечать.
Конечно, ненавистники Йоко скажут, что это она просто отводит от себя подозрения. Но это ее слова, она была очевидцем и участником, а у нас - только предположения. Почему-то этим простым словам Йоко я с большей готовностью верю, чем целым системам доказательств о ее вредности для The Beatles.
Разберем обвинения подробно!
Йоко бездарна
Считать ее бездарностью и "не-музыкантшей", по меньшей мере, недальновидно. Того, что слышал, хватило, чтобы составить скорее положительное мнение о ее творчестве (хотя она не без закидонов!) Тот же альбом "Yes, I'm A Witch" показывает, что Йоко уважают многие не последние музыканты современности, и можно сказать, что они подверглись ее влиянию. Да, она обрела всемирную славу благодаря тому, что стала женой всемирно известной знаменитости, но все же доказала, что она и сама по себе стоит многих, что ее задумки и проекты востребованы.
Йоко "испортила" Джона
Наоборот, вместе с Йоко он воспрял духом, занялся самостоятельным творчеством, начал искать себя и свой голос. Ему это удалось. Не зря он спел в "God": "Я верю в себя. В Йоко и себя". О каком разрушении речь? Ей повезло с Джоном, но и Джону повезло с Йоко. Они были очень гармоничны вдвоем, друг другу помогали. Йоко - женщина, которую Джон взял себе в жены, которую он любил и уважал.
Йоко вмешивалась в творчество The Beatles
Думаю, не стоит преувеличивать ее влияние на The Beatles. "Revolution 9" с энтузиазмом ваяли Джон и Джордж. В загашнике осталась еще "What's The New Mary Jane". Да, Йоко вроде бы сидела в студии во время записи, но лишь в качестве подружки. Можно сказать, что она пыталась повлиять, но никто не шел на поводу. Читал, что во время записи "Hey Bulldog" Йоко пыталась что-то там советовать, но вроде бы Пол (от имени всех) дал ей понять, что, мол, мы тут сами разберемся.
Йоко развалила The Beatles
В документальных источниках (в той же "Антологии") Джон, Пол, Джордж и Ринго не раз дают понять, что к 1970 году они устали друг от друга и от прессинга, связанного с The Beatles. Невозможно было оставаться друзьями, писать песни, как раньше, улыбаться на камеру. Йоко, возможно, была катализатором для ухода Джона, но он ушел бы и без Йоко. А может, первым ушел бы Пол. И опять Йоко не при чем.
Как же относиться к Йоко?
Лично я к Йоко отношусь с долей юмора и без всякого неприятия. Считаю, она при всей странности и парадоксальности своих проявлений - весьма оригинальный художник и творческий деятель. И была таковой - задолго до встречи с Джоном. Да, ее работы можно не любить (они и не предполагают безусловного принятия), но в концептуальности ей не откажешь. Интересная женщина, настоящая, делает очень много всего - понятно, почему Джон ее любил.
Если бы вокруг было больше людей, подобных Йоко (не в смысле делающих то же самое, но таких же творческих, экспериментальных и открытых - в любых сферах и видах искусства), уверен - наш мир был бы куда более ярким, приятным и удобным местом для жизни.
Подписка, каменты и лайки приветствуются! Плюс в карму мне и вам! :)