Для создания единой европейской армии странам — членам ЕС придётся привести к общему знаменателю свою оборонную политику, унифицировать системы вооружения, решить вопрос с зависимостью от США в оборонной сфере и потратить на это «сотни миллиардов долларов». Такие выводы содержатся в специализированном докладе Европейской счётной палаты. Эксперты полагают, что устранить эти преграды при наличии политической воли возможно, но на это может уйти не одно десятилетие. Вместе с тем аналитики отмечают, что многие государства ЕС вряд ли захотят наращивать оборонные расходы, поскольку текущее положение дел, при котором безопасность союза обеспечивает НАТО во главе с Вашингтоном, их устраивает.
- Французские военные
- AFP
- © IROZ GAIZKA
Европейская счётная палата (ЕСП) опубликовала доклад, посвящённый оборонным вопросам и планам Брюсселя по усилению военного сотрудничества между странами —членами Евросоюза, которые в перспективе могут привести к созданию единой европейской армии.В документе отмечается, что до последнего времени военная кооперация между членами ЕС находилась на низком уровне и на сегодняшний день Европейский оборонительный союз как таковой отсутствует. Однако в условиях, когда изменения в глобальной политике создают новые вызовы для Европы, на континенте стали задумываться о развитии сотрудничества в сфере обороны.Первым о создании общеевропейской армии заговорил президент Франции Эммануэль Макрон. В ноябре 2018 года он призвал Европу создать собственную армию для защиты от Китая, России и даже от Соединённых Штатов. Ряд европейских стран поддержали эту инициативу. Среди них — Германия, Испания, Португалия и Великобритания. Однако Австрия и Польша планы Макрона раскритиковали.Канцлер ФРГ Ангела Меркель в своём недавнем выступлении в бундестаге косвенно затронула оборонную тему, подчеркнув, что США больше не играют роль главного защитника Европы.
«Европа связана ценностями с США. Но больше нет автоматизма в том, что они будут играть роль защитника Европы», — заявила Меркель, добавив, что в этом вопросе необходим «существенный вклад Европы».
Стоит отметить, что на пути к созданию общей европейской армии уже были сделаны определённые шаги. Так, ЕК предложила увеличить расходы на европейские исследования и разработки в военной сфере в 2021—2027 годах до €13 млрд. В Европейской счётной палате отметили, что это означает рост ассигнований в 22 раза по сравнению с показателями текущего семилетнего цикла (€590 млн).Помимо этого, в ЕС обсуждают планы создания в Брюсселе штаба по управлению боевыми операциями, а также общей разведшколы.
- Президент Франции Эммануэль Макрон
- Reuters
- © Yoan Valat/Pool/File
Как предположил в разговоре с RT эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов, подобные европейские инициативы связаны с желанием стать независимыми от США в военной сфере.
«Они видят угрозу в американцах, и собственная армия ЕС будет предназначена для защиты по всем направлениям, в частности от США. Это адекватная инициатива, поскольку любое государство или объединение государств предполагает, что угроза может появиться откуда угодно. В политике имеют значение не намерения, а возможности», — пояснил Прохватилов.
Эту точку зрения разделяет и заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов.
«Сейчас идею создания европейской армии правящие круги в Европе рассматривают как возможность преодоления евроатлантической зависимости в сфере безопасности», — отметил собеседник RT.
«Явные разногласия»
Однако на пути к созданию общей европейской армии Брюссель сталкивается с рядом трудностей, констатируют аналитики ЕСП. Одна из них — отсутствие среди стран — членов этого политического объединения общего восприятия актуальных военных угроз и общего видения роли, которую играет и должен играть Евросоюз.
«Между членами ЕС существуют явные разногласия. В частности, они по-разному оценивают угрозы и не имеют общей позиции относительно роли Евросоюза. У них разные правила применения военной силы и взгляды в отношении данного вопроса. В этом контексте такие концепции, как стратегическая автономия и европейская армия, остаются широкими и расплывчатыми», — указывается в документе.
Также эксперты счётной палаты отмечают, что многие страны ЕС могут негативно отнестись к необходимости передать руководство своими вооружёнными силами на общеевропейский уровень. Ещё одно препятствие — существенные различия в структуре вооружённых сил стран — участниц ЕС.
- Солдат армии Германии на учениях
- Reuters
- © Fabian Bimmer
«Ландшафт военного потенциала Евросоюза продолжает зависеть от истории государств-членов, их географии и национальных интересов. Например, Франция и Великобритания намерены выполнять весь спектр операций, в том числе высочайшего уровня, с участием экспедиционных сил, которые будут развёрнуты за пределами ЕС. Германия же придаёт приоритетное значение обороне собственной территории с помощью тяжёлых формирований», — отмечается в докладе.
Однако, как полагает Владимир Прохватилов, этот вопрос не является критичным для создания объединённых вооружённых сил.
Также по теме
«Это не столь важно. По мере того, как будут строиться собственные европейские вооружённые силы, Франция и Германия урегулируют все эти разночтения», — отметил он.
Другой важный фактор, на который указывают специалисты ЕСП, — отсутствие единых стандартов в области вооружения. Как отмечается в докладе, в 2017 году в странах ЕС использовались 178 различных систем вооружения, в то время как в США — всего 30. Отмечается, что такое положение дел приводит к отсутствию единых технических стандартов в этой области, что в конечном счёте наносит ущерб взаимной совместимости вооружённых сил стран Европы.В условиях, когда совместные миссии и операции являются нормой, пишут докладчики, должный уровень совместимости жизненно важен для эффективности операций. По мнению Владимира Прохватилова, эти различия могут быть преодолены в среднесрочной перспективе, если на то будет политическая воля.
«Когда европейские страны создадут собственную армию, тогда они перейдут на единые стандарты. Оборонные корпорации ведущих стран Европы будут объединяться и по мере этого вырабатывать и соблюдать единые стандарты вооружения. Это, в принципе, может быть сделано в течение 10—15 лет», — сказал Прохватилов.
Кроме этого, в Европейской счётной палате напомнили, что в ходе военных кампаний в Ливии и Мали была выявлена «сильная зависимость» европейских вооружённых сил от США в таких стратегически важных элементах, как высокоточные боеприпасы, дозаправка в воздухе, командование и управление, сбор разведданных, наблюдение и рекогносцировка. К этим пунктам докладчики добавляют и зависимость от Вашингтона в вопросах стратегического сдерживания, которое включает в себя обладание ядерным оружием.Параллельно с этим Европе необходимо реагировать на появление новых угроз, таких как гиперзвуковые ракеты или нарастание активности в киберпространстве, указывается в докладе.
«Перейти от слов к делу»
На данный момент по совокупному военному бюджету и численности военного персонала страны ЕС занимают второе место в мире после США, хотя за последние годы эти показатели сокращались.Так, если в 2006 году общая численность вооружённых сил в ЕС составляла порядка 1,8 млн человек, то к 2016 году эта цифра снизилась на 400 тыс. человек. С 2000 по 2018 год количество танков в Европе сократилось на 73%: с почти 16 тыс. до 4,3 тыс. Аналогичная картина наблюдается и в других видах вооружений. Исключение составляют лишь боевые вертолёты и относительно новый вид техники — беспилотные летальные аппараты.
- Французские войска в Мали
- Reuters
- © Benoit Tessier
«Значительные и нескоординированные сокращения членами ЕС своих оборонных бюджетов наряду с недостаточным финансированием сказались на их военном потенциале. В настоящее время государства Евросоюза далеки от обладания военным потенциалом, который необходим, чтобы соответствовать военным амбициям ЕС», — подчёркивается в документе ЕСП.
Эксперты счётной палаты указывают на то, что эта проблема ещё больше обострится после брексита, поскольку Великобритания обладает одной из самых сильных армий в Европе (на неё приходится около четверти всех расходов ЕС на оборону).В докладе также отмечается, что в сложившихся условиях, для того чтобы получить возможность обороняться без внешней помощи в случае гипотетического конфликта, Европе предстоит потратить «сотни миллиардов долларов».
Также по теме
«Хотя в ближайшее время расходы Евросоюза на оборону должны вырасти (в среднем на €3 млрд в год), эта сумма незначительна по сравнению с общими военными расходами государств — членов ЕС. Согласно подсчётам, если Европа хочет защищаться самостоятельно, то для решения проблемы нехватки потенциала ей потребуется несколько сотен миллиардов евро. Только чтобы довести расходы на оборону до установленного уровня в 2% ВВП, входящим в НАТО европейским странам придётся ежегодно выделять дополнительные €90 млрд, что примерно на 45% больше, чем было в 2017 году», — говорится в документе.
Однако простое увеличение ассигнований на оборонные цели не сможет решить все проблемы, поскольку в Европе на данный момент нет необходимых механизмов для их эффективного расходования на общеевропейском уровне, отмечают авторы исследования. Кроме того, для повышения реальной обороноспособности руководству Евросоюза придётся «перейти от слов к делу», уверены авторы документа.
«Сделать вклад в повышение обороноспособности Европы — значит перейти от слов к делу и эффективно осуществлять реальные инициативы, чтобы способствовать конкурентоспособности европейской оборонной отрасли и укреплять военный потенциал государств-членов при полной взаимодополняемости с НАТО», — указано в исследовании.
По мнению Константина Воронова, страны Европы вряд ли будут с энтузиазмом выделять дополнительные средства на оборону. Причина такой позиции, считает эксперт, заключается в том, что нынешняя ситуация, при которой их безопасность обеспечивается членством в НАТО, где ведущую роль играют США, их вполне устраивает.
«Страны ЕС не смогут пойти на увеличение трат, поскольку они паразитируют на системе евроатлантической безопасности, в которой США играют главную роль, а они просто подписываются под решениями», — полагает Воронов.