Найти тему
Sasha Yarkina

Эффект FOMO: что такое страх упущенной выгоды

Возможно, вы подумали что не знаете, о чем пойдет речь.

Что это вообще такое - FOMO? Так вот уверяю вас, вы прекрасно знакомы с этим явлением и сталкиваетесь с ним каждый день.

Если вы читаете это - значит пользуетесь соцсетями (да-да, я все вижу, не отпирайтесь). Сканируете инфополе каждые пять минут. Вдруг в любимом паблике пост вышел?

А вдруг лайк поставили (или, что значительно хуже - не поставили???)
А ещё - заказываете билеты; бронируете отели; покупаете новый чайник. Ищете в гугле новый матрац.

То, что подталкивает вас ежеминутно проверять телефон, покупать не нужный курс потому что завтра будет дороже, просматривать страницу именно этого отеля - потому что "его смотрят сейчас 7 человек/2 бронируют/и еще 10 пакуют чемоданы и выезжают уже а ты еще раздумываешь!!!" - это всё FOMO

Расшифровывается это как fear of missing out, или синдром упущенной выгоды. Но это у них, там, за бугром.

А у нас, в России, это просто жаба.

Жаба, которая склонна к удушению жертвы всякий раз, когда жертва упустит возможность купить эту соковыжималку с десятью насадками с 50- процентной скидкой.

Вы сами можете не помнить, но у Жабы с памятью всё отлично - она помнит всё, что вы когда-либо упустили.

Доллары по 6.

Акции Сбера по 30.

Биткоины по рублю.

Купоны на скидку от известного блогера на крем от морщин.

А всё почему? А потому, что не увидели пост вовремя. Ходите с морщинами теперь.

Самодиагностика FOMO:

- вы боитесь упустить новости и интересные посты;

- постоянно обновляете ленту;

- вам всё время кажется, что у других жизнь лучше/кола вкуснее/тачка круче;

- вы испытываете постоянную потребность в коммуникации: комментируете, лайкаете, ну и жаждете ответного "пролайкивания"

- регулярно совершаете импульсные покупки вещей, которые вам не особо нужны и курсов/марафонов, в которых не продвинетесь дальше первого урока;

- часто сожалеете об упущенных возможностях и "впрыгиваете" в последний вагон (например, во время роста акций покупаете их на "верхах" - и выходите с убытком после первой же коррекции, наблюдая потом опять рост и потея/матерясь/рыдая от досады). Да, FOMO - это серьёзное препятствие для торговли на фондовом рынке, но выход есть - о нём я расскажу чуть дальше.

А пока хорошие новости для тех, кто узнал себя:

- во-первых, вы не одиноки (если верить исследованию компании MyLife, 56% людей боятся пропустить важные события в сети. Поправочка - исследование от 2013 года, сейчас вполне возможно эта цифра уже больше);

- во-вторых, современные реалии просто не позволят достичь успеха в некоторых областях, если не быть постоянно на связи (например, вы не сможете стать успешным блогером, если не будете оперативно реагировать на комменты, хейтеров и предложения от рекламодателей);

- в-третьих, можно значительно уменьшить влияние FOMO на свою жизнь, если осознанно контролировать уловки рекламщиков. Все перечисленные ниже уловки вынуждают вас принимать решения, исходя из воображаемого, а не реального опыта.

1) Дефицит времени — прием, который заставляет вас действовать в режиме "мне нужно это прямо сейчас". Это таймеры обратного отсчёта, повышение цены в несколько этапов, эмоциональные заголовки.

Триггер заставляет вас больше беспокоиться о потере, чем анализировать реальную пользу от приобретения продукта.

2) Доступность товара в ограниченном количестве: осталось три чайника, две стиралки и полтора биткоина. Люди склонны хотеть то, что скоро закончится.

3) Причастность - мотивация клиентов через совместное использование продукта. Не просто худейте, а худейте в компании 500 000 единомышленников.

4) Элитарность/эксклюзивность: закрытые группы, VIP пакеты и прочие предложения, удовлетворяющие желание быть среди избранных.

5) Социальные доказательства: пользовательский контент, рекомендации лидеров мнений, отзывы. Ира/Зоя/Клавдия похудела, и ты похудеешь.

6) Комплекты и наборы: не просто молоток, а молоток с ящиком для инструментов и резиновыми сапогами.

А теперь о "таблетках".

Что касается товаров и услуг, тщательно анализируйте предстоящую покупку. Уделите этому процессу час или два - столько, сколько нужно, чтобы оценить не страх от потери товара, а пользу от его приобретения.Это не приходит сразу, это навык. Осознанность в процессе покупки чего-либо нужно тренировать.

В помощь - простой вопрос, который нужно задать каждому продукту перед его покупкой: "почему мне НЕ нужно это покупать?".

Поиск аргументов оттянет время оплаты и отрезвит вас - в итоге вы сэкономите и деньги, и время и нервы. Естественно, речь идёт только о тех покупках, цена которых является для вас существенной.

В случае, если вы часто беспокоитесь об упущенных возможностях в области выбора профессии или хобби, выпишите на листок всё то, в чём вы хотели бы попробовать свои силы. Затем представьте себя через пять лет: что вы хотели бы уметь? Где жить? Кем работать? С кем общаться?

Теперь выделите в вашем списке то, что созвучно вашему образу через пять лет. Что вас продвинет вперед к желаемому образу, а что нет? Именно эти области должны стать для вас приоритетными. Что делать с остальными? Расслабьтесь. Примите, что нельзя одновременно кататься на лыжах, загорать на пляже и вести конференции в Гватемале. Есть то, что вы никогда не сделаете - и это неплохо. Главное, чтобы вы успели сделать то, что для вас действительно важно.

В отношении фондового рынка - вам будет трудно торговать с FOMO. Но это не приговор: пройдите хорошее обучение, составьте свою стратегию торговли и следуйте стратегии. За каждое отклонение от стратегии - не важно, в минус или в плюс, закрываете терминал на неделю и не торгуете. Воспитывайте волю на малых суммах - начинайте с минимального депозита.

В отношении инвестиций - поймите, что колебания фондового рынка, кризисы, обвалы и прочие явления не находятся в сфере вашего влияния и контроля. Максимум в зоне наблюдения - да и то, если вы финансовый аналитик и разбираетесь в этом.

Сосредоточьтесь на том, что находится в сфере вашего влияния: откладывать процент от дохода; изучать инструменты инвестирования; консультироваться у профессионалов по финансам. Вы не можете вернуться в другой год и купить акции Сбера по 30 рублей. Но можете найти хорошие возможности для инвестирования сегодня.

Кстати, очень хорошо FOMO - эффект проиллюстрирован в фильме "Трасса 60". Если вы его смотрели, вспомните момент, когда главный герой отказался переспать с девушкой, которую подвозил. Он просто не хотел быть одним из её длиннющего списка, но в итоге заставил несчастную пожизненно мучиться вопросом "а вдруг это был ОН????"

Будьте умничками и не позволяйте рекламщикам собой манипулировать)