Найти в Дзене
Забортомжизни

Как правильно устроиться на работу. Часть 2.

Сразу оговорюсь: я не люблю эйчаров. Не потому, что все они не давали мне даже шанса устроиться на работу (и это правда). Не потому, что это зачастую молодые красивые стройные (в отличие от меня) девушки в коротких юбках и на высоких каблуках. Просто я считаю их бесполезными. Это веяние с Запада. С больших международных корпораций, где отсеивать из соискателей неадекватов, трутней и глупцов занятым руководителям просто некогда, и эту функцию благополучно переложили на специально обученных сотрудников. «Специально обученных» – ключевые слова.

Что же получилось у нас?

Пример. Маленькая фирмочка на десяток-другой работников, директор доволен работой своих подчиненных, фирма зарабатывает пусть не миллиарды, но хватает всем, и еще на развитие чутка остается, и тут ему приходит в голову замечательная идея: пусть один из работников – будет эйчаром. Совмещающий почему-то эту должность с работой кадровика/секретаря/офис-менеджера. Кого берут на эту должность? Либо чью-то родственницу из своих, либо студентку, которой нужны деньги. Понимания того, что должен делать эйчар, нет ни у директора, ни у самого эйчара. Но должность-то есть. Начинается прочтение умных статей со специализированных сайтов, скачивание тестов, инструкции по проведению тим-билдингов и «сплочению команды». То, что это не имеет отношения к нашим реалиям – не волнует никого. Начинается кипучая деятельность эйчара. И получается так, что вакансия слесаря висит на всех работных сайтах, на каждой доске объявлений, а никто не подходит. Спустя полгода, устав от претензий главного механика, что все машины ломаются, и приходится их возить дядевасе в СТО даже из-за пустячной поломки, директор приходит к эйчару и спрашивает гипотетическую Клаву: «Как же так, слесаря найти не можем, неужели никто не хочет к нам идти работать?» А гипотетическая Клава отвечает, что, мол, Иван Иваныч, приходят, кучами приходят, и все хотят у нас работать, мы ж хорошие деньги уже обещать начали, но не подходят они нам. «Почему не подходят? Все до единого пропойцы или без опыта – так закодируем и научим!»- «Что Вы, пьянчуг и без опыта всего трое приходило. Остальные либо старые, либо грязные». «А старые и грязные – это как, Клавочка?» - настораживается директор. «Ну им всем уже под сороковник, а то и больше, и под ногтями прям грязь-грязь, да и пахнет от них металлом, а то и вообще бензином» - бодро рапортует эйчар. Вот на этом месте есть два варианта развития событий: либо руководитель понимает, что он упустил что-то в своей кадровой политике, и начинает разбираться с работой эйчара; либо понимающе кивает и уходит в свой кабинет. И в первом случае выясняются ооочень интересные подробности: начитавших тренингов, эйчар развивает бурную и кипучую деятельность. Все работники каждый день проходят какие-то тесты; их постоянно дергают на коллективные обнимашки/пение гимна компании; проведение коллективных обедов; бесконечные перестановки мебели «по феншую» и тому подобная бессмысленная чушь. Вследствие чего увольняются люди, проработавшие не один год, знающие свою работу на 120%. А на их места принимаются родственники/сокурсницы/соседки/подружки эйчара. И пофиг, что ни у кого из них нет ни опыта, ни образования соответствующего – они ж тест Роршаха проходят так положительно, что ну ни у кого так никогда не было. Костяк фирмы еще держится, но все вымотаны, приходится работать за себя и за «ту, с нохтями и ногами, которая заместо МарьФилипповны», причем без доплат. И прибыли у фирмы уже не хватает на развитие, и коллектив уже не такой дружный, и вот еще и слесаря нет.

Когда в нашей стране «HR», «рекрутер» и прочие новомодные словечки будет означать реально работающего человека, приносящего хотя бы такую пользу, как охранник – я буду только «за». Но не сейчас, когда гипотетическая Клава, не могущая отличить бетона от цемента, заворачивает редкого сейчас специалиста-бетонщика с 20-летним стажем, потому что у него руки грязные.