Когда мы были маленькими, а деревья - большими, никому не надо было объяснять, что такое Клуб веселых человечков и кто тусит в этом клубе.
Сегодня, похоже, уже нужно. Да и мы, боюсь, уже подзабыли героев своего детства.
Поэтому я решил сделать серию коротких статей-справок о членах Клуба веселых человечков из журнала "Веселые картинки".
И начнем мы, конечно же, с бессменного председателя клуба - Карандаша.
Вот вам пять фактов про этого весьма интересного персонажа.
Факт первый. Карандаш родился 24 сентября 1956 года, то есть ему через 10 дней исполнится 63 года - скоро на пенсию. В этот день вышел первый номер журнала "Веселые картинки" - первого советского журнала для дошкольников. В нем юных читателей, среди прочего, и познакомили с клубом, в котором тогда было всего пять членов. Начали представление, конечно же, с председателя.
Вот эта страница:
Факт второй: Создателем Карандаша является первый главный редактор "Веселых картинок", народный художник СССР Иван Максимович Семенов. Даже если главный сегодняшний источник сведений об окружающем мире - Википедия - будет вас убеждать, что это не так - не верьте. Придумал и нарисовал волшебного художника с карандашом вместо носа именно этот великий иллюстратор.
Дело в том, что в начале 1956 года вышло постановление «О развитии детской литературы и детской периодики». После этого постановления количество детских журналов в стране удвоилось - уже в сентябре того же года в компанию к "Мурзилке", "Пионеру" и "Костру" добавились "Юный техник", "Юный натуралист" и "Веселые картинки", выпустившие свои первые номера.
Главным редактором "Веселых картинок" был назначен Иван Семенов. По воспоминаниям, не последнюю роль в этом назначении сыграло то, что Семенов - большая редкость среди художников - был коммунистом. Но точно не карьерным - Иван Максимович вступил в ВКП(б) на фронте, в 1941 году, когда немцы перли на восток, а коммунистов расстреливали.
Но гораздо важнее, что он и по официальному, и по неофициальному рейтингу был одним из лучших книжных графиков страны и потому очень авторитетным в профессиональной среде человеком.
В свое новое детище он смог собрать лучших художников страны, и придумал для журнала талисман - лохматого волшебного художника в черной шляпе, синей блузе и с красным бантом.
И не случайно, например, Виктор Чижиков, начавший работать в "Веселых картинках" в год основания журнала, 21-летним третьекурсником Московского полиграфического института, неизменно рисовал своего учителя с его любимым персонажем. Вот, например:
Или вот:
Факт третий. Журнал стал бомбой, популярность была неимоверной, а за подписку на "Веселые картинки" молодые родители готовы были заложить душу.
Клуб веселых человечков в целом и Карандаш в частности были неимоверно популярными, и вскоре стали героями не только журнальных комиксов, но и мультфильмов.
Их дебютом в кино стал фильм "Ровно в три пятнадцать…", поставленный Борисом Дежкиным и Евгением Мигуновым уже в 1959 году, через три года после создания журнала.
Сохранились рисунки Евгения Мигунова, где он разрабатывал персонажа Карандаша для этого мультфильма.
Потом последовала лента "Где я его видел?" 1964 года, которую Дежкин делал уже соло - Мигунов к тому времени ушел из мультипликации в книжную графику, где вскоре стал звездой первой величины.
Карандаш еще появился в составе клуба в мультипликационном альманахе "Светлячок № 8",
и соло - рассказал на экране стихотворение Маяковского "Что такое хорошо, и что такое плохо" в одноименном мультфильме.
Завершилась его работа в мультипликации фильмом 1996 года "Веселые картинки. Фантазия в стиле ретро" - дипломной работой Романа Кобзарева.
Больше ролей Карандашу пока не предлагали.
Факт четвертый. Вслед за мультфильмами пришел черед и литературы. И то сказать - практически все члены Клуба веселых человечков были героями литературных произведений, и только двое - Карандаш и Самоделкин - были исключительно журнальными и мультипликационными персонажами. Ликвидировать этот недостаток Семенов предложил Юрию Постникову, писавшему под псевдонимом "Дружков". Они к тому времени много лет работали вместе - именно Юрий Дружков делал литературную основу комиксов про "советского Тинтина" - Петю Рыжика, которые Семенов публиковал в журнале с первого номера.
В 1964 году вышла "правдивая сказка" под названием "Приключения Карандаша и Самоделкина", иллюстрированная, конечно же, Иваном Семеновым.
Через 20 лет, в 1984 году, уже после смерти писателя, вышла вторая книга, "Волшебная школа Карандаша и Самоделкина", которую проиллюстрировал вышеупомянутый Виктор Чижиков.
Ну а начиная с 90-х годов регулярные продолжения франшизы пишет сын Юрия Дружкова Валентин Постников, отправляя Карандаша и Самоделкина то в Антарктиду, то на Марс, то на "дрындолет".
Факт пятый: На другой стороне Земли, в Австралии, живет брат-близнец нашего Карандаша. Тоже в блузе и с бантом.
Я, конечно, ничего не утверждаю, но любая схожесть появившихся детишек частенько вызывает подозрения и досужие разговоры.
Наш Карандаш старше и это радует - австралийский волшебный художник появился на три года позже, в 1959 году. Клона зовут Мистер Сквиггл, и он был звездой одноименного шоу, шедшего на австралийском телевидении сорок лет, с 1959 по 1999 годы.
Мистер Сквиггл - это марионетка с карандашом вместо носа, который сначала дорисовывал присланные детьми "каляки-маляки" и делал из них полноценные картины, а потом дорос до собственного полуторачасового шоу с приглашенными гостями и концертными номерами.
В феврале 2019 года благодарные австралийцы выпустили серию двухдолларовых монет, чтобы отметить 60-летие культового персонажа своего детства.
А наш Карандаш даже почтовой марки не удостоился.
Всей памяти - только искренняя благодарность бывших октябрят за счастливое детство.
Другие статьи про Клуб Веселых Человечков
__________________________________________
Если вам нравятся мои тексты об истории нашей страны, и о людях, живших когда-то в этом мире, вы можете материально поддержать автора, подписавшись на мою книгу "Жизнь примечательных людей".
Но даже если вы меня просто лайкаете, подписываетесь на мой канал и рекомендуете меня своим друзьям - меня это тоже очень радует.
Значит, это кому-то нужно.