Найти тему

Кто придумал детские сады и кубики лего?

Оглавление
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (нем. Friedrich Fröbel; 1782 —  1852)
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (нем. Friedrich Fröbel; 1782 — 1852)

Кто такой Фридрих Фрёбель

Жил-был в Германии хороший человек и педагог Фридрих Фрёбель (1782–1852). В 1840 году он открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста и назвал его «детским садом». До него дети до самого поступления в школу находились на домашнем воспитании. Интересное совпадение: учреждение это было открыто в день 400-летнего юбилея книгопечатания. Более того, именно Фрёбель первым начал менять сложившуюся веками карательную систему воспитания. В его воскресной газете был такой девиз: «Будем жить для наших детей!»

Теория развития ребёнка

Немецкая идеалистическая философия сильно повлияла на взгляды Фрёбеля. Он считал, что ребенок от рождения наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, творчества и веры. Саморазвитие он считал процессом выявления в ребенке божественного. Если во всем действует вечный закон, значит задача человека – стать естественной частью всеобщего природного порядка и заниматься самосовершенствованием, потому что внутренний мир человека в процессе жизни как бы перетекает во внешний мир. Какой человек, такой и мир вокруг него. Большое внимание уделял физическому развитию детей и связывал физическое здоровье с нормальным развитием психики – вслед за Песталоцци. Главным методом воспитания он считал игру. В ней он видел стихию, в которой ребенок живет и выражает свой внутренний мир.

Шесть детских даров

Фрёбель был сторонником раннего развития детей. Он придумал теорию о шести дарах, которая с некоторыми модификациями кочует по книгам современных психологов и педагогов.

Первый дар – мяч. В детском саду детям выдавали небольшие, связанные из шерсти мячи всех цветов радуги. Каждый мяч привязывали на ниточку и с их помощью учили младенцев различать цвета. Раскачивая мячик, объясняли расположение пространства (вправо-влево, вперед-назад). Подбрасывая мячик, объясняли, где находится верх и низ. Пряча шарик, объясняли, что такое утверждение и отрицание.

Второй дар – деревянные фигуры: шар, куб и цилиндр. С их помощью знакомили ребенка с формами предметов. Кубик – символ покоя и устойчивости, шар – символ движения, цилиндр совмещает их свойства.

Третий дар — восемь одинаковых кубиков правильного размера. Наверняка, и сегодня этот дар бывает в каждом доме, где живут дети. С его помощью Фрёбель учил детей понятиям о целом и частях, развивал творческие навыки, комбинируя кубики и строя из них пирамиды.

Четвёртый, пятый и шестой дары — это модификации кубиков разных объемов и форм, которые скрепляются между собой с помощью бороздок. Сегодня есть всем известный аналог этих даров, и дети его очень любят. Это, конечно, лего. По сути дела, Фрёбель был человеком, который придумал эту популярную игрушку.

Кроме таких даров Фрёбель придумывал подвижные игры, рисование, лепку, аппликацию, плетение из бумаги. Использовал вышивание, поделки из гороха, бус, конструирование из палочек. Все эти методики благополучно пережили создателя и сегодня в полной мере используются в современных детских садах. Его методика модифицируется и развивается педагогами следующих поколений.

Последовательница Фрёбеля – Кейт Дуглас Уиггин

Вскоре после смерти Фридриха Фрёбеля было создано «Фрёбелевское общество». Одним из активных последователей педагога была американская писательница Кейт Дуглас Уиггин, которую наши читатели знают по повести «Ребекка с фермы Солнечный ручей». Эта хрупкая женщина в 1878 году основала более 60 детских садов для бедных в Сан-Франциско и Окленде по методу Фрёбеля. В 1880-е годы создала первые в мире курсы для подготовки воспитателей детских садов.

Кейт Дуглас Уигген (1859 —  1923)
Кейт Дуглас Уигген (1859 — 1923)