Жанр: школа, романтика, не для детишек.
Выходил: январь – март 2017
Английское название: «Scum’s Wish»
Русское название: «Загадай желание»
12 сериий
Оценка: 9 из 10
Не люблю анхэппиэнды. Но иногда они – самые хэппи.
Аваи Муги и Ясурока Ханаби – идеальная парочка. Можно сказать, принц и принцесса школы. Однако всё ли так просто? О, нет. Муги ещё до поступления (ведь нихонцы поступают в разные младшую, среднюю и старшую школы) он занимался с некоей Минигавой Аканэ, которая натаскивала его к вступительным экзаменам. И, конечно же, влюбился. А рядом с безотцовщиной Ханаби жил осиротевший (без матери) Канаи Наруми. Ставший для неё эдаким старшим братом. Не удивительно, что она влюбилась тоже, да и в эту школу поступила, откровенно говоря, просто зная, что Наруми выбрал карьеру учителя и преподаёт именно в ней. А между собой Муги с Ханаби общаются в общем-то ровно потому, что с любимым (любимой) быть хочется, а признаваться, да ещё и учителю – проблема. В общем, как товарищи по несчастью. Но… любовь – штука тонкая. И на самом деле всё намного сложнее.
Про любовь? noitaminA? Конечно же, вопросов – «смотреть или нет» у меня не стояло. Стоял вопрос – когда. Вот, дозрела, и получила почти то, чего хотела. То есть я получила не совсем то. Но местами – более «то», чем ожидала.
Но сначала, традиционно, технические моменты. Нарисован сериал просто здорово! Не шикарно, не гениально, а именно здорово. Почему? Дело в том, что персонажи – очень характерные для более-менее взрослых серьёзных анимэ с уклоном в «для девочек». То есть довольно классические для niotaminA. Но нарисованы в рамках этого стиля очень аккуратно, красиво и симпатично. Затем – фоны. Опять же, нельзя сказать, что они нарисованы как-то особо гениально. Но их не просто много, и не просто много вставочек в немножко другом стиле. Дело в том, что фоны очень здорово подобраны к истории. Вот такие ракурсы, такое происходящее на заднем плане – очень именно здорово соответствует тому, что происходит с героями. И, конечно же, мои любимые вроде как отвлечённые картинки, заменяющие собой полстраницы текста. Как падение лепестка сакуры на пол в момент, когда один из главных героев просит одну из героинь выйти за него замуж.
Даже «творческие находки» - очень хороши и уместны. И красивые внутренние диалоги героев между собой-сейчашней и собой-из-ранней-юности. И внезапное превращение картинки в два одновременно висящих на экране кадра – всё очень, очень хорошо и правильно, красиво ложится на саму историю, помогает воспринять многие нюансы.
Музыка – отдельная радость. Мало того, что мне весьма понравились опенинг и эндинг. Помимо этого – здесь, наконец-то, есть фоновая музыка. Тоже очень хорошая и крайне уместная. Помните, я всё страдала, что в последнее время не попадается хороших музыкальных фонов? Ну вот, счастье пришло и в мой двор.
В общем, с технической точки зрения сериал шикарен.
Что же у нас про сюжет плохого? По большому счёту их два. Одно – простое и незатейливое, высказывалось многими друзьями: «ну почему опять школьники?! Неужели нельзя было снять этот сериал про более взрослых героев?» Вопрос, на самом деле сложный. В первую очередь от того, что в принципе я и сама бы весьма на отказалась от сериала про более взрослых людей. Однако, следует отметить, что школьники здесь органичны сразу по двум причинам: во-первых, чем люди старше, тем меньше ощущается возрастная и социальная разница. То есть будь у нас главгерои-школьники уже студентами – то их разница с объектом воздыханий чувствовалась бы слабее. Сюда же следует отнести и тот момент, что до семнадцати лет мало кто доживает с идеей влюбиться в старшего брата или учительницу. Это прерогатива более юных личностей. И, кстати, про один из аспектов этого дела я упомяну, когда отругаюсь и начну восторгаться. Во-вторых, сюжет очень сильно завёрнут на то, что почти у всех действующих лиц эта любовь – первая. На самом деле, я бы сказала, что вообще у всех, даже у Аканэ. И если наши учителя в этом смысле личности не совсем стандартные, то школьники-то как раз в том самом возрасте, когда это случается у большинства людей. То есть выбор возраста героев совершенно оправдан.
Второе нарекание – это различные от «слишком сложно» до «розовые сопли». Ну, тут, как говорится, на вкус, на цвет. Всё-таки надо понимать, кто больше всего смотрит этот канал, и, соответственно, какого типа сюжеты его редактора предпочитают. Мне, естественно, как любительнице сложных и разнообразных (и, желательно, не без романтики) эмоций – очень даже понравилось. Хотя, надо отметить, что в чём-то я это нарекание поддерживаю. Сериал действительно сложный. Дело в том, что эмоции там и размышления очень и очень разнообразные. Над которыми хочется поразмыслить. В результате, даже такое запойное существо, как я – смотрела его пять дней суммарно, с перерывом в два дня. Если точнее – я живо проглотила пять первых серий, а остальные – смотрела по две-три в день, на большее меня не хватало. Ну, впрочем надо понимать – реальная жизнь тоже требует времени. В результате же получилось двояко: с одной стороны, только я ловлю, так сказать, драйв и погружаюсь в эмоции героев в полной мере… как тут мозг сигналит: информации для размышления перебор, дай осмыслить! Как понимаете, это немного обидно.
В общем, за вот эту тяжесть я было хотела снять ему пару баллов. Ну, ещё парни меня, всё-таки, не очень вдохновили. Однако сняла лишь один. Почему?
Дело в том, что сериал в остальном просто обалденный. Начать с того, что в нём на самом деле не четыре, а шесть основных персонажей, и ещё несколько второстепенных. И все шесть закручены в совершенно фантастическую на первый взгляд фигуру романтических и прочих взаимоотношений. То есть понятно: как минимум, у нас имеются и люди, искренне и, увы, не очень-то разделённо любящие наших Муги с Ханаби. А в одном случае – и люди, неразделённо любящие этих людей. Штука в том, что как не притянуто за уши всё это выглядит – в жизни сплошь и рядом выходит именно так. Особенно, кстати, в том самом старшем школьном возрасте. По себе помню, у нас в классе фигуры были не слабее. Кстати, что интересно: в институте, как раз – с фигурами всё было гораздо, с позволения сказать, банальнее. То есть треугольники, конечно, встречались и в обоих вариантах, то есть М-Ж-М и Ж-М-Ж, а вот каких-то крутых фигур почти что не было. Хотя всяко бывает. Хи-хи, вспомнить ту же «Нану». Одним словом – фигура меня уже всячески радовала.
Так же меня очень радовал аспект контактов третьего порядка. Причём вдвойне. Замечательно, что здесь народ в количестве целуется, обнимается и не только, причём тоже не по разу. Но показано всё очень целомудренно, а точнее даже – именно так, как оно и бывает. Я, бывает, жутко стесняюсь вместе с героинями, когда там что-то такое эротическое происходит. Ну, так вот здесь я тоже стеснялась вместе с ними – тогда, когда по жизни и будешь стесняться. И совершенно не стеснялась и прекрасно понимала – когда и в жизни стесняться не будешь. Всё очень правильно, очень гармонично. Это не «заставили поставили героиню краснеть, гады!», а, как бы это сказать: знаете, такое «хочу, но всё же стесняюсь».
Но фигура и эротические дела, по сути, здесь всё же не самое главное. Главное – это именно то, что любовь у всех наших героев – первая. Они совершенно не понимают, что это такое. Они разбираются в своих чувствах у нас на глазах. Причём разбираются тоже очень жизненно. Ведь любовь и правда у людей отнюдь не сводится к банальному сексуальному влечению. И вот здесь самая красота. Что это такое? Какие вообще мотивы могут двигать человеком в процессе «романа»? Тут, кстати, очень лихо выступает Аканэ, которую в первый момент можно заподозрить именно в том, что для неё «это всего лишь секс», но… это, вообще-то более мужская парадигма. А у Аканэ там всё гораздо круче, хотя стервой она от этого быть не перестаёт. Что особенно прекрасно – и стервозность-то у неё от пустоты. От того, что любить-то она ещё пока не любила!
Да, пустота. Здесь она показана во всех красках. Причём опять же – именно в том ключе, как она бывает у влюблённого человека. Не в том смысле, что все эти герои – пустые, никчёмные люди. Нет, это не омерзительный Пелевин. Наши герои люди пусть и не сверх-яркие, но очень самобытные, непростые и не пустые личности. Но влюблённость – это всегда огромное испытание, огромный вопрос именно в этой области. Один из самых мощных эпизодов, когда человек ищет, пытается осознать своё «я». Вопрос «кто я ему, что я, такая обыкновенная, могу ему дать?» задаёт себе каждая влюблённая девушка. Ну, и симметрично – любой парень. Хорошо, почти любая и любой. Бывают просто непрошибаемо самовлюблённые личности, бывают личности, которые «всё уже себе и миру доказали», спокойно осознают свои достоинства и недостатки и достигли некоей… я бы не хотела называть это «самодостаточностью» - если человек реально самодостаточен, то ему никто и не нужен, и влюбиться он тоже не может. Это вопрос какого-то мира с собой, уверенности в себе. Но, поверьте, вот этого замечательного состояния люди достигают, пройдя может не через огонь-воду-трубы, но пережив многое. Некоторые не достигают никогда.
К слову сказать: такой вот достигший мира человек вовсе не останавливается в развитии. Ему как раз вполне себе есть что делать, есть куда расти – закрывать недостатки, развивать достоинства – это всё ему очень даже хочется. Но он уже знает кто «Я» и «что я могу дать». А вот к первой любви… О, нет, подобные терзания неизбежны. И уж тем более – у школьников. Впрочем, повторюсь, Аканэ тоже этим страдает. Но об этом и проскальзывает фразочка, мол, оказывается, она куда более маленькая девочка (в ментальном смысле), чем мы думали.
Вот, эти все метания, и какие разные выводы люди могут делать в процессе – здесь показаны просто великолепно. Отдельно следует отметить: показано великолепно ещё и в том ключе, что я часто не соглашалась с выводами тех или иных ребят. Но у меня ни разу не возникало желания орать «что ж ты творишь, идиотина!» На мой взгляд – они, может, и делают глупости, а то и гадости. Но я понимаю от чего это так с ними происходит, вижу совершенно чёткую логику. Хотя, из-за того, что она построена на не полной информации – ответ тоже получается не лучший. Я, знаете ли, очень нетерпима к людской глупости и самоуверенности, когда человеку хоть кол на голове теши, а он юлит и упирается в своих кривых идеях. Так вот – здесь как раз они все нормально и думают, и чувствуют. Именно что прогрессируют, всегда понимают, что творят. Ну, ладно, пожалуй, поведение Муги в последней паре серий меня всё-таки раздражало… но только не сцена на мосту – это было просто великолепно!
К тому же пассажу, про то, что все здесь умные следует отнести и вот какой очень приятный момент: да, безусловно, в некоторых моментах было бы странно, если бы тот или иной персонаж не закричал. Но вот ведь какая штука – они кричат только тогда, когда действительно любой нормальный человек закричит. А огромная, большая часть сериала – все говорят совершенно нормально. Да, с вполне понятными интонациями, но спокойно, без, так сказать, гиперэмоциональности. Это тоже очень здорово.
Ну, и, понятное дело, поскольку все здесь довольно умные и адекватные – мне было очень легко «подключиться» практически ко всем персонажам. Что, естественно, тоже добавляет утомления: довольно тяжело прыгать из тела в тело по четыре раза за серию. Безусловно, легче всего я видела мир, понимала и рассуждала как Санаэ (Эт-тян). Ничего удивительного, правда? Но я всегда очень хорошо понимала и со-чувствовала и Ханаби, и Норико, и даже Аканэ и Муги. Разве что Наруми-сан для меня остался почти закрытым. Хотя в предпоследней серии я его очень понимала и буквально аплодировала ему.
А ведь проблемка там была нешуточная. И его решение на самом деле – очень непривычное для нас, но просто великолепное и благородное, и любящее.
Последнее. То, про что я обещала сказать. И почему такой эпиграф, и почему сняла лишь один балл? Сериал очень правильный ещё в двух вещах. Одну я, собственно, уже так или иначе утверждала несколько раз: он при всей своей кажущейся надуманности – очень жизненный. Он освещает многие-многие грани любви. И, собственно, в нём просто не могло не быть влюблённости учеников в учителей. Это абсолютно закономерное явление, через это проходят если не все, то почти все. И если мы рассказываем про первую любовь – и эта грань (надеюсь, не надо объяснять, отчего такая влюблённость возникает?) обязана быть освещена.
Но тут важна ещё одна деталь. Ведь любовь – это, извините за механисцизм, шестерёнки. Она работает нормально только тогда, когда одна шестерёнка имеет такой же профиль зубьев, как и другая. И здесь это показано очень красиво. Нет ни одной несовместимой пары в результате. Даже те, кто остались «за бортом» - остались там закономерно: предмет их воздыханий действительно не подходит им (или они предмету). Да, за них очень грустно подчас. Но это лучший исход. К слову об эпиграфе: вот, это как раз тот самый анхэппиэнд, который является наилучшим вариантом. И отдельно – собственно финал. Я, признаться, боялась, что нам эдаким даже не роялем в кустах, а вполне понятной, объяснимой, но всё же объективной дуростью персонажей нарисуют один хэппиэнд. Ещё одну парочку. Как в Gundam SEED Destiny прекрасную, умную и благородную Лунамарию подложили под омерзительного ублюдка Шина. Мол, Шин у нас главгерой, значит тоже ему девушку сообразить надо. И даже можно объяснить, почему типа у них парочка вроде как сложилась. Только это омерзительная натяжка. Так вот – я боялась такой же натяжки и здесь. Всё буквально к тому шло. Но я буквально разревелась – одновременно от грусти и от счастья, и от красоты – когда два героя с трудом разомкнули объятья, им так хотелось, чтобы объятья продолжались вечно, им так хорошо было друг с другом… Попрощались и разошлись навсегда. Потому что они поняли: это не была любовь. Они не совпадающие шестерёнки. А любовь у них впереди. Её нужно ещё искать, даже зная, что, возможно, не найдёшь никогда. Это было до боли, до слёз грустно, но правильно и сильно. Достойно, я бы сказала.
Да, так что же такое – любовь? И что значит – любить? Вам интересно разобраться, почувствовать грани? Смотрите!