Наш он не только и не столько из-за большого разрыва с Европой, Азией и всем прочим осознанно живущим миром. Я просто не хочу огульно размышлять о культурах ведения коммерции, которые мне досконально не ясны. Но о российских реалиях я знаю не понаслышке.
Чего же наш бизнес не любит и всеми силами избегает? На самом деле ответ у меня один – говорить.
- Говорить честно и начистоту. Так строится весь отечественный пиар. Мы боимся рассказать правду и тратим немыслимый по стандартам бизнес-эффективности ресурс на замалчивание и передергивание фактов. Мы не хотим, чтобы клиенты знали какие мы на самом деле, потому что нам есть что скрывать. Или мы вовсе сознаем, что продаем и предлагаем фальшивку. Опыт показывает, что скрывать правду куда опаснее, чем рисковать показаться непрофессиональными и неуспешными. Второе как раз - нормально и только лишний раз показывает другим, что вы не машина по генерации прибыли, а команда из людей. Живых и настоящих. Всякая любовь начинается с иллюзий об отсутствии недостатков у партнера. Но истинную крепость эта любовь обретает только после того, как оба партнера наконец допустили ошибки и открылись друг другу в своей неподдельной фактуре.
- Говорить про деньги. И речь не только о табуировании финансовой темы, про которое мы уже писали. Кстати, финансы других компаний нас волнуют невероятно, им мы посвящаем целые планерки, выискиваем побольше грязи из жизни конкурентов на страницах деловых изданий. А вот раскрывать собственные цифры перед журналистами, клиентами, сотрудниками мы не желаем. Почему? Да потому что после их раскрытия мы ожидаемо готовимся к безрадостным последствиям: общество взбунтуется, клиенты разочаруются, сотрудники уволятся. Действительно, если разница в зарплатах между главой компании и всеми прочими составляет 100 раз, мир катится в экологический кризис, а у вас прайвет джеты для топов - на что еще надеяться.
- Говорить с людьми. Выйти из зоны комфорта и услышать мнение членов своей команды (и да, это не только ваш уровень, но и обычные сотрудники). Клиентов, акционеров, местные сообщества, благотворительные фонды - всех ваших стейкхолдеров, заинтересованных в процессах и результатах вашей работы. Они наверняка не будут петь вам дифирамбы, потому что вы продолжаете отвозить отходы своего производства на свалку, а не ищете путей переработки. И потому что до сих пор ваши офисы не оборудованы для людей с нарушениями зрения и слуха. И вообще - у вас до сих пор нет альтернативы офису. А поколение Z не дремлет. Это все нелегко и неудобно, но без этого ваш бизнес лишается главного - права на доверие и поддержку.
- Говорить на больные темы. Например, про домашнее насилие, бездомность или рабство. Полбеды еще, что говорить об этом не хочет какой-то абстрактный бизнес. И гораздо страшнее, когда проблему игнорирует компания, ее создающая, усиливающая или активно ей потворствующая. Например, бОльшая часть клининг-сервисов, нанимающая женщин из стран не самого благополучного зарубежья, едва ли интересуются тем, как их сотрудницы живут, почему иногда приходят на работу со следами побоев, каким образом сводят концы с концами на той мизерной зарплате, что вы им обеспечиваете. Нужна смелость, чтобы признаться - вы делаете бизнес на угнетении и обесценивании самых уязвимых. Это больно. Но это же правда. И признав ее, хотя бы понимаешь, что работать над этим придется. А как именно - мы поможем разобраться.
- Говорить с другим бизнесом. В России есть совершенно особенные компании, мыслящие категориями смысла и заботы в каждом своем действии. Человечный в общем бизнес, даже в наших полудевяностых до сих пор условиях. Для меня таков ВкусВилл, например. Такова команда Яндекс Дзен, где вы нас сейчас читаете. Таков мой клиент, Moscow Translation Agency. И ряд других. Но почему-то у них мало кто спрашивает, как они это сделали, как продолжают оставаться прибыльными при всей своей любви к людям, честности и открытости новому. Очень зря. Мы как-нибудь подготовим для вас отдельный обзор хороших бизнес-книг про социально ответственных, но, уверяю, ключевой посыл в большинстве из них - у успешного бизнеса конкурентов нет, есть партнеры.
Больше смыслхаков, честных историй и бизнес-кейсов в нашем телеграм-канале https://t.me/charitybiz