Знаменитый кинорежиссер Сергей Соловьев отметил свое 75-летие. Культовую картину «Асса» (1987) обычно называют манифестом всего перестроечного поколения. Она стала одним из основных событий культурной жизни последних лет существования СССР.
Потом она была продолжена фильмами «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) и «Дом под звездным небом» (1991). Таким образом получилась целая трилогия. Хотя сам Сергей Соловьёв уверяет, что ничего подобного делать не собирался.
В любом случае, каждая его работа непременно превращается в очередное знаковое событие. Так было и с фильмом «Сто дней после детства», и с «Анной Карениной».
Недавно Сергей Александрович закончил новую работу с несколько странным названием «А кто не любит Генделя, тот получит пенделя». Это история о музыканте-эмигранте, которая, по замыслу автора, должна походить на дурной сон.
Против юбилеев
- Как отметили круглую дату?
- Да никак. У нас огромное количество начатых и не законченных работ, так что не до юбилея.
Знаете, у меня в качестве эталона, как нужно отмечать круглые даты, всегда выступает мой школьный товарищ (хотя он уже давно не мальчик) Лев Абрамович Додин, который дорос до главного режиссера театра.
Мы с ним не только ровесники и одноклассники, но и сидели за одной партой. Я ему позвонил и спросил, как он решил отметить свои 75 лет.
«Я буду в таком месте, где меня точно никто не найдет!» - он ответил. Вот молодец! Но я так не могу.
Конечно, я попытался у него выяснить, где же это тайное место. У нас, на родине, или, может, за рубежом. Но он так и не признался.
«Ничего не скажу!» - прямо мне заявил. И действительно так и не признался. Зато стал для меня примером юбиляра.
Просто в какой-то момент начинаешь быть разумно-ответственным перед своими годами. Хочется успеть как можно больше.
Своя площадка
- Что именно?
- Мы сейчас активно ищем площадку для собственного театра. Тут нам навстречу пошло Правительство Москвы, которое пообещало посодействовать.
Вариантов предлагают много. А что такое театр? Это вам не шутка! Нужна не только сцена, но и репертуар. Я никогда не обладал большой плодовитостью, однако только за последние два года сделал 8 спектаклей.
Кроме того, в этом году состоится выпуск в моей актерско-режиссерской мастерской. Когда я проводил кастинг, то не следовал известному принципу «взять одну длинненькую, а другую - короткую».
Лишние актеры
- Что для вас самое важное?
- Для меня всегда самое важное — увидеть лица. Потому что за каждым лицом скрываются те или иные персонажи. Сегодня артистов выпускается ежегодно невероятное количество.
Но их лица в основном какие-то формативные. Они образуют некие общие группы. И очень похожи друг на друга. А мне всегда были интересны индивидуальности.
- Вы считаете, что актеров сегодня выпускают слишком много?
- Конечно! Я уверен, что в этом нет никакой необходимости — ни театральной, ни какой-то художественной. Зачем их столько?
Мне кажется, что за каждого актера, которого ты берешь, ты несешь свою личную ответственность. Это мой принцип. Хотя другие так не поступают.
Американские съёмки
- Большой интерес вызвала ваша новая работа с необычным названием «А кто не любит Генделя, тот получит пенделя». Как она родилась?
- Все началось с моей дочери, которая пишет музыку для кино. Она сейчас много работает в Голливуде для американцев. Я приехал туда погостить. Посмотреть на внуков. Пробездельничал полторы недели.
Но я не умею отдыхать в свое удовольствие. Не приучен. С одним приятелем стали мотаться по окраинам Лос-Анджелеса. Там поразительно красивая и невероятно выразительная фактура.
Поцокал языком
Ее можно увидеть во многих картинах. Скажем, у Кассаветиса. Я заинтересовался ею уже не как турист, а как творческая натура. Поцокал языком. Дня два. А потом предложил: «Давай снимем».
Пошли в секонд-хенд. Набрали всякой дряни. Мы ее постирали, выгладили, потом примерили. К нам присоединились местные знакомые творческие люди.
В итоге практически из ничего образовалась целая съемочная группа. У меня не было даже сценария. Снимали всего день - с шести утра до восьми вечера.
Потом я просмотрел материал и некоторые куски мне показались симпатичными. А когда их сам смонрировал, то получилось, на мой взгляд, нечто стоящее.
О личном счастье
Когда вернулся в Москву, посмотрел еще раз. Кое-что доработал. Но если вы у меня спросите, зачем я все это снял, то я вам отвечу: «Не знаю!»
Честно говоря, я больше всего ценю это состояние, когда ты не понимаешь, зачем ты снимаешь. Может быть, в этом и заключается секрет моего творчества.
Американский приятель тоже у меня все спрашивал, зачем я решил снимать в Лос-Анджелесе. Я и ему честно ответил: «Не знаю!»
Потому что если бы знал, зачем я снял все свои 16 или 17 полнометражных картин, то был бы самым счастливым человеком на свете, - отметил Сергей Соловьев, которого мы тоже поздравляем с юбилеем!
Фото из архива.
Читайте продолжение беседы здесь:
Сергей Соловьёв о фальшаке https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/sergei-solovev-o-falshake-5d7c08fc4e05773c3d093532