Найти в Дзене
Деловая среда

Как выбрать франшизу и не закрыться через 2 года

Оглавление

Франшиза — не волшебная таблетка, которую купил и сидишь получаешь деньги с действующего как бизнеса. Франшиза такой же бизнес, которым нужно заниматься постоянно, со своими ограничениями и преимуществами.

Для тех, кто раздумывает над приобретением франшизы и началом своего бизнеса под известным брендом, предлагаем инструкцию.

Чтобы каждый день читать полезные инструкции для бизнеса, подписывайтесь на канал «120 секунд»!

1. Оцени себя и свои возможности

Не надейся, что франчайзер станет делать все за тебя и давать четкие указания, как строить бизнес. Он поделится собственными наработками и информацией, но не будет управлять твоим магазином, кафе или салоном красоты.

Когда ты работал на «дядю», рядом были коллеги, готовые подстраховать, и начальник, который брал на себя всю ответственность и принимал решения. Теперь ты должен все делать сам. Ты знаешь свои слабые места — ищи сотрудников или партнеров, которые лучше справятся со сложными для тебя задачами: переговорами, ведением бухучета, управлением командой.

Сразу включай в свои расчеты эти дополнительные позиции, чтобы в одиночку не разрушить бизнес.

Читать по теме: Хотите бизнес? Посчитайте финансы!

2. Планируй резерв на непредвиденные расходы

Рассматривай только те франшизы, на запуск которых тебе хватит имеющихся средств с запасом в 20%. Этого резерва должно быть достаточно на дополнительные траты из-за срыва договоренностей с поставщиками, арендодателем, сотрудниками. В бизнес-плане франчайзер не предусматривает такие неожиданности — он рассчитан на идеальное стечение обстоятельств, но у тебя должно быть достаточно средств, чтобы покрыть любые срочные траты.

3. Сначала найди клиентов и подходящее место

Убедись, что франшиза подходит для твоего микрорайона, города, региона — оцени платежеспособный спрос, проанализируй специфику рынка.

В провинциальном городе со средней зарплатой в 20 000 рублей тебе будет сложнее создать поток клиентов на дорогостоящие услуги или товары. Присмотрись к другим компаниям, работающим здесь с твоей целевой аудиторией, — сколько у них клиентов, хватит ли тебе этого количества, чтобы окупить вложения в франшизу.

На Дальнем Востоке затраты на логистику выше, чем в центральных регионах, — материалы, оборудование, продукцию нужно будет везти через всю страну. Поэтому и франшизу нужно выбирать внимательнее, учитывая долю доставки в структуре затрат.

Читать по теме: Как измерить трафик локации бизнеса

4. Оцени бизнес материнской компании

Стань тайным покупателем, можешь сходить на собеседование и даже устроиться инкогнито в компанию на испытательный срок, чтобы изнутри познакомиться с бизнесом. Лично познакомься с руководством, командой, посети торговые точки, поговори с клиентами.

Запроси финансовую информацию по реализации бизнес-модели, которую они продают тебе. Посмотри, действительно ли этот бизнес приносит заявленную прибыль или франчайзер хочет зарабатывать именно на продаже франшиз, а не на своей основной деятельности.

5. Общайся с действующими франчайзи

Получи информацию об интересующей тебя франшизе из первых рук — найди контакты других бизнесменов, купивших франшизу, и задай правильные вопросы. Если франчайзи нет, то попроси у франчайзера контакты тех, кто интересовался этим предложением, поищи обсуждения франшизы в соцсетях и на форумах, покажи условия другим предпринимателям — мнение со стороны поможет тебе беспристрастно оценить проект.

Читайте также:
Как из обычного бухгалтера превратиться в предпринимателя
Как начать бизнес: бизнес-план + решительность
Как нанять топ-менеджера