Начался новый учебный год. И к моим ежедневным заботам добавились школьные дела старших детей. Круг общения резко расширился до коллектива восьмиклассников и первоклашек-шестилеток. Наблюдая за ними, я сделала такие выводы.
1. У турецких детей нет застенчивости, стеснения и страха перед незнакомыми людьми. Для них все люди – братья. Исключительная доброжелательность, порою переходящая в некоторую навязчивость. Как только мы с детьми пришли в первый день занятий в школу, как к нам сразу подошла девочка. Спросила, кого мы ищем, отвела нас в нужный кабинет.
Моему старшему сыну одноклассники по очереди жали руку, хлопали по плечу и спрашивали кто он и откуда. Ребенок, совершенно не привыкший к такой лавине внимания просто в ступор впал. Кстати, с заместителем директора школьники общались тоже достаточно непринужденно.
2. Турецкие дети страшно шумные. Любой российский крикун меркнет перед обычным турецким ребенком. В первые дни оба моих школьника приходили домой уставшие от школьного гама.
3. Не скажу про всех детей, но многие крайне несамостоятельны. Мамы приходят во время школьного обеда и кормят их. Хотя открыть ланч-бокс под силу каждому ребенку. Молчу уже про то, что руки не моют.
4. Уровень развития у российских детей выше, чем у турецких. Возможно, все дело в школьной программе, которая в Турции отстает от нашей. А может, наши более усидчивы и внимательны.
Мой сын на второй день учебы получил по математике пятерку, сделав задание один из всего класса. Кстати, многие выходцы из России рассказывали, что в Турции их дети через год становились отличниками.
5. – Мама, они такие добрые! Это слова моего старшего. – Представляешь, один другого за нос схватил, а тот ничего ему не сделал, отмахнулся и все, дальше сидит. И не стукнул даже. С этим я согласна. У российских восьмиклассников, к примеру, я видела какую-то постоянную озлобленность, желание побольнее зацепить. Не кулаком, так грубым словом. Здесь такого нет.
Я считаю, что школьная администрация правильно делает, что не разрешает носить с собой детям телефоны. С этим строго. Увидят – отберут. Ребенок без телефона гораздо спокойнее, нет агрессии и раздражения.
6. И еще один эпизод поразил меня до глубины души. Пришли мы с мужем и маленькими детьми в одно турецкое учреждение. Стоим, ждем очередь. Дети развлекаются, как могут. Мы их останавливаем. Вдруг подошла турчанка с девочкой лет 5-6. По лицу девочки было ясно видно синдром Дауна. Она присела перед нашими детьми и начала им что-то говорить, улыбаться. Потом давай их обнимать, целовать им руки.
Мать попыталась ее остановить, видя мое, мягко сказать, удивление. Но ее дочка ни за что не хотела уходить. И тут я поняла, почему таких детей называют «солнечными». Потому, что они всех любят всем своим сердцем, в отличие от нас, «нормальных», замороченных своими проблемами и вечно чем-то недовольных. Тут у меня, почему-то, покатились слезы из глаз и я отвернулась, чтобы эти двое ничего не заметили.
Я сильно надеюсь, что моим детям жизнь в Турции поможет расти такими же открытыми, доброжелательными, сердечными людьми. Ведь окружение формирует и самого человека. А вы как считаете?