Немало художественных произведений в литературе, изобразительном искусстве и кинематографе создано на тему несправедливости судебной и правоохранительной систем, жертвами которых может стать абсолютно любой человек независимо от своего социального и общественного статуса. Никто от этого не застрахован.
Одним из самых ярких произведений в литературе на эту тему является роман Виктора Гюго "Отверженные". Этот роман-эпопея не просто рядовая захватывающая история, заставляющая запоем прочитывать страницу за страницей. Это - классическое произведение, вдохновившее многих на создание своих собственных произведений в живописи, литературе, ставшее основой для создание кинокартин, а кого-то побудившее стать на путь реальной борьбы за свободу и права человека.
В романе поднимается сложнейшая тема несправедливого осуждения человека, показывается страшная трагедия возможной несоразмерности преступления и следующего за ним наказания, ломающего человека, его жизнь, и превращающего его в хищного зверя, ненавидящего человечество и закон, презирающего все окружающее общество, поступившее с ним бесчеловечно.
А ведь система, действительно, бывает очень жестока. Она слепа и бездушна. Да, она работает по закону, но закон, как это не парадоксально умеет превращать человека в живую машину, действующую по правилам, но не умеющую чувствовать и тем более любить. Закон допускает формализм, и, если человек оказывается перед законом виновным, то система суммирует все показатели вины и выносит человеку приговор. Система выстраивает с человеком юридические отношения и совсем не умеет всматриваться в человеческую душу, вновь и вновь направляя узнику формальные ответы в его попытках добиться справедливости, доказать свою невиновность.
Мир бизнеса и мир политики знает как легко работать с оппонентом, используя судебные инструменты. Человека легко можно подставить, легко можно увлечь за решетку и выстроить все обстоятельства нужным образом, чтобы он никогда из заключения не вышел, а если бы и вышел, то в своей клокочущей злобе ничего бы уже не смог сделать беззубым ртом. Это, действительно, страшно.
В этом романе главный герой встречает на своем пути настоящего христианина, который своей любовью и теплом своего сердца преображает озлобленного Жана Вальжана и именно это доверие и любовь превращает бывшего каторжанина в горящего любовью Мадлена, послужившего всей своей жизнью людям, встреченным им на пути.
Другое произведение, поднимающее ту же тему - прекрасная драма "Побег из Шоушенка". Фильм, также как и роман Гюго, ставший классикой. Его интересно пересматривать вновь и вновь, взирая на горькую судьбу главного героя, ставшего жертвой судебной системы. Он, будучи абсолютно невиновным, большую часть жизни провел в тюрьме и только чудом смог покинуть эти стены, воспользовавшись всеми законами известной ему государственной машины, заставив закон и систему работать на себя. Но это был человек очень умный и сообразительный, а тот, кто закона не знает, оказавшись несправедливо осужденным может всю жизнь провести в тюрьме.
И роман и фильм стоят, чтобы с ними ознакомиться. Они способны воздействовать на человека и побудить его к совестливому отношению к своим собственным рабочим обязанностям.
Кажется со стороны, какую ответственность несет дворник? Ну подмел он улицу раньше, ну позже, что от этого изменится? Но, не посыпанная вовремя обледеневшая дорожка может стоить кому-то здоровья, а кто-то за это может расплатиться и жизнью.
Не оформленные должным образом вовремя документы могут помешать человеку в будущем, когда обнаружится грамматическая ошибка, или бланк просто окажется оформлен неверно. Ерунда? А для кого-то это может оказаться вопросом жизни и смерти.
Да, так бывает, когда все-таки правоохранительная система срабатывает и обнаруживает, что человек то, который уже много лет находится в заключении и не виновен.
Что чувствует жертва системы? Кто может росчерком пера вернуть человеку 15, 20, 30 лет его жизни?
Если вы еще не читали "Отверженных" Гюго, то постарайтесь познакомиться с произведением и попытайтесь найти полный перевод, а не сокращенный. Так как в сокращенной версии роман сильно потерял в своем объеме.