Найти тему
А.Тонин

Бразильский долгожитель Ford-T, которому исполнилось 100 лет

Не часто в России встретишь информацию бразильского автомобильного журнала «Quatro Rodas» («Четыре колеса»). Но на сей раз - особый случай. Автор журнала Маркос Розен (Marcos Rozen) рассказал о совершенно уникальном экземпляре автомобиля Ford Model T выпуска мая 1919 года, который в добром техническом здравии украшает сегодня Музей Марио Фавы в городке Барири (Bariri) в штате Сан-Пуло.

Да, это тот самый легендарный Ford-T, известный также как «Жестяная Лиззи» (Tin Lizzie) и производившийся в США с 1908 по 1927 год. Именно на его колёса, как писала тогда пресса, «посадил Америку» основатель компании Генри Форд, потому что это был первый в мире автомобиль, выпускавшийся миллионными сериями.

Такая тиражность и доступность модели «Т» стали возможными благодаря впервые применённому на Форде конвейеру вместо индивидуальной ручной сборки, а также разумному, не в ущерб качеству, упрощению конструкции «Model T» и её низкой себестоимости. Первый экземпляр машины был построен 27 сентября 1908 года на заводе Пикетт в Детройте, штат Мичиган.

Автоэкспедиция по будущей Панамерикане

Наш герой, сошедший с конвейера более 10-ти лет спустя, приплыл в Бразилию морем из порта Нью-Йорк и знаменит тем, что вместе с другим Фордом той же модели, но пикапом выпуска 1926 года, принял участие в беспримерной автоэкспедиции из Сан-Пауло до Нью-Йорка.

Это была именно экспедиция, потому что она продлилась с1928 по 1937 год, за которые три отважных бразильца: Франсишко да Круз (Francisco da Cruz), Леонидас ди Оливейра (Leônidas de Oliveira) и Марио Фава (Mário Fava) на двух Фордах-Т преодолели свыше 26-ти тысяч километров.

По сути своей это был труднейший, долгий и изнурительный ралли-рейд, поскольку в то время никакой современной автотрассы, так называемого Панамериканского шоссе (Pan-American Highway или на испанском- Carretera Panamericana), еще не было и в помине. Бразильцы были первопроходцами и буквально пробивались по неизведанному маршруту, где не было дорог, мостов, путепроводов и тоннелей, что привычно для нынешней Панамериканы. Порой машины проходили лишь по 7-8 км. в день, многие участки вообще удавалось проехать только при помощи лопаты, пилы, кирки, а то и динамита. Бразильцы преодолели сложнейший горный массив Анд и труднопроходимые джунгли Амазонки.

Прочный и надежный Форд-Т

Понятно, что такие испытания мог выдержать не всякий автомобиль, поэтому-то и был выбран именно Форд-Т. В отличие от последовавших за ним массовых европейских малолитражек, он создавался как полноценный семейный авто для страны с большими расстояниями и плохими дорогами, был приспособлен для дальних поездок и обладал простором внутри, а главное - запасом прочности и завидной надежностью.

Автомобиль был снабжён 4-цилиндровым двигателем объёмом 2893 см³ и 2-ступенчатой коробкой передач планетарного типа. В нём были применены такие тогдашние новации, как цельнолитой блок-картер, отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение коробки передач. Стартовав в Бразилии, путешественники пересекли территории 15-ти стран.

Конечно, за этот 10-летний «удар по латиноамериканскому бездорожью» с машинами случалось всякое. Были поломки и аварии, было «истоптано» 56 покрышек, сожжено более 16 тыс. литров горючего и израсходовано 1300 литров моторного масла. Жаль, конечно, что тогда Форд еще не выпускал полноприводных машин, а то пара 4х4 была бы хорошим подспорьем в таких переделках.

Напомним, что первый фордовский серийный полноприводный внедорожник был армейским. Он обладал зависимой подвеской всех колес и упрощенным открытым кузовом с вырезами вместо дверей типа ранэбаут (runabout) и был создан в США уже после начала Второй мировой войны в содружестве с фирмами American Bantam и Willys-Overland.

В 1936-м году бразильских автомобилистов как героев встретили на границе Мексики. В следующем году, в конечной стране своей авто-одиссеи, они были приняты в Белом доме президентом США Франклином Рузвельтом. Много важного о поведении фордовских машин в экстремальных условиях Франсишко, Леонидас и Марио рассказали уже в Детройте самому Генри Форду. Более того, фордовские техники детально изучили машины после столь продолжительного и жесткого теста и остались довольны своими питомцами.

5 мая 1938 года бразильский автоэкипаж отбыл домой из порта Нью-Йорка на корабле, куда были погружены и оба форда, повторившие своё давнее морское путешествие из Америки, сойдя с фордовского конвейера, новыми и совсем «молодыми».

Первопроходцы транс-американской автотрассы

В Рио-де-Жанейро ставших знаменитыми соотечественников ждала аудиенция президента Бразилии Жетулио Врагаса, которому они передали свои путевые записи и схемы маршрутов, что в дальнейшем пригодилось при проектировании и строительстве транс-американской автотрассы.

Сама концепция такого пути была предложена еще в 1889 г., но в виде железной дороги. А идея автомобильного варианта сформировалась в 1923 г. на V Международной конференции в США. Уже через два года, 5 октября 1925 г., на Конференции по Панамериканскому шоссе в Буэнос-Айресе было принято решение о начале строительства магистрали.

Сейчас это сеть дорог, соединяющих США и Канаду со странами Латинской Америки, суммарная протяженность которых составляет около 48 тыс. км. Автомобильный путь, куда вошли национальные шоссе 17-ти стран, пересекает 4 климатические зоны и 6 часовых поясов. На отдельных направлениях строительство дороги продолжается по сей день.

Так что, Панамерикану можно считать своеобразным памятником троим бразильским автомобилистам, внесшим свой вклад в этот грандиозный проект. Память об автомеханике экспедиции Марио Фава, скончавшемся в 1999 г., хранит и созданный его земляками персональный музей в Барири, в 300 км от Сан-Пуало.

А главный экспонат музея – отметивший в мае 2019 г. своё столетие Форд-Т, который участвовал 90 лет назад в историческом трансконтинентальном автопробеге и не раз починялся самим Марио Фавой.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются