Найти тему
БЛОЖенная

С какого правила мы хохотали в школе

Оглавление
Из любимого: два лингвиста, споря: твОрог иль творОг -  мордами друг друга били об порог...
Из любимого: два лингвиста, споря: твОрог иль творОг - мордами друг друга били об порог...

Подруга - филолог сегодня пожаловалась, что где-то услышала о массовом упразднении норм русского языка. Говорит: "Мои оболтусы и так не знают, где ставить ударения, а теперь вообще перестанут учить. Это вредительство, не иначе, бывшими двоечниками затеяно, как месть за двойки на уроках русского языка. Вот в наше время даже сомнений не возникало о необходимости соблюдения орфоэпических норм".

Орфоэпических - этот как раз про ударение и произношение, кто не знает.

Не стала я ее переубеждать, но историю из своего детства вспомнила и рассказала. Было это давно, когда у меня еще было 32 зуба... К нам в школу прислали студентов на педагогическую практику. Один из них и был направлен в мой класс учить нас русскому и литературе.

Кстати, навеяло:
"Окончив пед, учить уеду
Детишек русскому в глуши,
Вот только жить мне на какие
Жи-ши?.."

Ну, вот и он приехал в деревню, полных благих намерений. Первое время все шло у парня по накатанной, уроки как уроки. Но как-то внезапно подошла к изучению та самая орфоэпия. И заявляет он нам, сельским детям, с молоком матери впитавшим "чаво" и "куды", что это никуда не годится, и что ударение в словах ставим мы неправильно. Давайте, говорит, учиться произносить по нормам русского языка: звонИт, творОг, щавЕль, свЁкла...

Вот прямо с таким ударением и начал говорить. Уже с первых слов в классе захихикали, а с каждым новым словом смех становился громче. Ну какой творОг, мы только к твОрогу привыкли, а раньше и его сыром называли.

И тут самый смелый двоечник закричал: "Еще почитайте с ударениями!" Практикант читал, зал неистовствовал... Я не знаю, на какой минуте этого шоу студент понял, что его вместе с орфоэпическим словарем воспринимают как что-то вроде Петросяна, а смеются еще громче, чем с телевизионного комика.

Надо признать, практикант не обиделся, а решил воспользоваться такой популярностью орфоэпии. В последующие уроки он частенько почитывал нам из словарика. Мы дружно ржали на особенно непривычно звучащих словах, рассказывали об этом взахлеб дома. Родители слушали, улыбались и долго потом вспоминали в деревне чудаковатого студента, который на щАвель говорил "щавЕль".

Много лет прошло, а в особенно громко осмеянных словах с тех пор и поныне я делаю абсолютно правильное литературное ударение.

БЛОЖенная